Конечно, изучать столицу России я начал с главных достопримечательностей. Постоял на Васильевском спуске, на Красной площади, ощущая свою причастность к какому-то совершенно невероятному миру. Но потом побывал во всех местах, которые упоминаются в «Мастере и Маргарите». Я не был в квартире самого Булгакова, но зато посидел на лавочке Воланда на Патриарших прудах, а вот отыскать больницу для душевнобольных, описанную в романе, мне так и не удалось. Однако я все время думал о том, как Булгаков писал свою невероятную книгу. Мне даже кажется, что я приблизился к разгадке русской души, хотя сформулировать что-то конкретное трудно.
«Роскон», эльфы и гоблины
Текст: Алена Бондарева
Фотографии: Дмитрий Чижов
Репортаж о том, как обозреватель Rara Avis Алена Бондарева и фотограф Дмитрий Чижов побывали на фестивале фантастики «Роскон» и познали жизнь русского фэндома.
...А у входа нас поджидал Безумный Шляпник. Внутри, недалеко от главной сцены, где бывший капитан милиции бодро подогревал публику диалогами с известными и не очень писателями-фантастами, Аннушка уже пролила масло. Она так и сказала: «Осторожнее, полы скользкие, того и гляди появится трамвай, отрежет кому-нибудь голову». Произнеся это, она сунула нам с ошалевшим фотографом по афишке Булгаковского театра и, довольно позвякивая бидоном, затерялась в толпе.
К слову сказать, булгаковская тема еще не раз всплывала на этом фестивале. Например, знаменитый американский фантаст Майкл Суэнвик, автор «Танцев с медведями», рассказал мне о том, как в один из своих четырех визитов в Москву прошел по известному маршруту.
Майкл Суэнвик
американский писатель-фантастНо вернемся к Аннушке. Затеряться на «Росконе» было проще простого, особенно если знаком с косплеем понаслышке. Гномы, хоббиты, эльфы (я насчитала минимум трех Леголасов), штурмовики из «Звездных войн», джедаи — у каждого по световому мечу, группа захвата из Warcraft, десантники из Doom, из-за своей внушительной амуниции больше похожие на машин-убийц (один на манер Рапунцель то и дело высовывался из картонной башни Желаний и хохотал), Женщина-Кошка, Бэтмен, смерть с косой в компании маленького Рауля Дьюка в обязательной гавайской рубашке и панамке * — известная роль Джонни Деппа в фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». , несколько мертвых медсестер из Сайлент Хилла фотографировались друг с другом и со всеми желающими.
В отдаленном углу фанаты стимпанка рекламировали свое ателье, поигрывая перед публикой перчатками, оснащенными лезвиями, помахивали переделанными очками авиаторов, теперь украшенными множеством шестеренок, продавали собственные комиксы. Варили загадочное зелье уже плохо идентифицируемые мною люди. Пила кофе Белоснежка. В фойе желающие могли прикупить Кольцо Всевластия, шарф Гарри Поттера или мохнатые уши неизвестного животного.
Кстати, Гарри Поттер в этой разношерстной компании смотрелся довольно скучно, как и ребята в пижамах лисы и енота. Всё-таки к выступлению серьезные косплейщики готовятся месяцами. Шьют из латекса и кожи, клеят из пластика и папье-маше, оружие и грим — отдельная статья. А на таких мероприятия отрываются по полной, ни в чем себе не отказывая.
Сражения на пенопластовых мечах, батлы с использованием специальных танцевальных автоматов (японское увлечение, перекочевавшее к нам вместе с мангой и аниме), рисование 3d ручкой, настольные игры. Но главное, конечно же, демонстрация своих умений. Ведь грамотный косплейщик не только сошьет костюм и придумает себе несколько поз для позирования перед фотокамерой, но и подготовит приличное выступление-презентацию (их можно было наблюдать оба выходных дня на главной сцене).
Впрочем, людей неподготовленных такое многообразие персонажей и буйство фантазии может слегка подкосить.
Ник Перумов
писатель-фантаст
Я, честно говоря, первый раз в здании московского ночного клуба. Как человек крайне консервативных взглядов, никогда в подобных местах не бывавший и не имеющий привычки клубиться, шокирован. По-моему, это место больше подходит для стриптиза, но если подобные мероприятия нравятся молодежи, не мне замшелому пню это обсуждать.
Что же до писателей-фантастов, назовем их скромно виновниками торжества, на столичном «Росконе» они уверенно отошли на второй план. Два небольших стенда с книжками, в основном хорошо продаваемые массовые романы, закуток для автограф-сессий. Более известные авторы вроде Сергея Лукьяненко, Олега Дивова, Виктора Панова как истинные поп-звезды купались в аплодисментах, подбадриваемые криками своих фанатов, отвечали на вопросы и принимали подарки. Менее прославленные авторы, чьи тиражи, очевидно, не так велики, скромно толпились на сцене по несколько человек, не зная куда девать руки.
Проходили и дискуссии, но найти этот зал могли лишь избранные (мне удалось его обнаружить только с третьей попытки). Здесь за закрытыми дверями даже популярные фантасты под разными предлогами (вроде диалога о science fiction или женском фэнтези) жаловались друг другу и своим немногочисленны слушателям на трудную жизнь и отсутствие денег. Да и фанатов, желающих подискутировать пришло от силы человек десять. У остальных, видимо, были дела поважнее. И я их понимаю, ведь сама в удовольствием крутила бутафорскую гаубицу, фотографировалась с Чудо-женщиной и несколькими Человеками-Пауками, ностальгировла у стола с трансформерами и даже хотела погадать на судьбу в цыганском шатре, но фотограф уже тащил меня к выходу, бормоча что-то о восстании орков, готовящих заговор.