Андрей, вы написали мне на тот свет и спросили меня о том, как я отношусь к вашему творчеству. Должен ответить с сожалением, что пока никак. Но я хотел бы дать вам шанс, ведь немногие осмеливаются обратиться ко мне после моей смерти. Я не хочу советовать вам что-либо. Не хочу называть ответы, как вы могли бы оказаться хотя бы на границе с теми небесами, где нахожусь я. Но я хотел бы спросить кое о чем вас. И я не скрою, что от ваших ответов, быть может, зависит и ваша посмертная судьба. А вы ведь хотите остаться в истории литературы? Если готовы рискнуть, то считайте, что это и есть мой первый вопрос.
Разговор с Джойсом
Беседовал: Джеймс Джойс
Фотография: Rara Avis
Ирландский писатель Джеймс Джойс поговорил с русским писателем Андреем Бычковым о реалистической прозе и вымышленных лингвистических пространствах.
Джеймс Джойс
Ирландский писательАндрей Бычков
Русский писательДа, я хотел бы остаться в истории литературы как русский писатель.
Джеймс Джойс
Ирландский писательСколько вам лет?
Андрей Бычков
Русский писательВ мае будет шестьдесят шесть.
Джеймс Джойс
Ирландский писательКакие формы предельного опыта вы выбирали?
Андрей Бычков
Русский писательВ каком смысле?
Джеймс Джойс
Ирландский писательРисковали ли вы жизнью?
Андрей Бычков
Русский писательДа.
Джеймс Джойс
Ирландский писательРисковали ли вы своей репутацией?
Андрей Бычков
Русский писательДа.
Джеймс Джойс
Ирландский писательОт чего вы отказывались ради литературы?
Андрей Бычков
Русский писательОт многого.
Джеймс Джойс
Ирландский писательНапример?
Андрей Бычков
Русский писательОт карьеры в предыдущих своих занятиях — в физике, в психотерапии, в сценарном деле. Да и от общепринятой литературной карьеры со всеми ее необходимыми приседаниями — тоже. От хороших заработков. Я мог бы позволить себе и гораздо больше жизненных удовольствий. Я ограничивал себя даже в общении.
Джеймс Джойс
Ирландский писательВы женаты?
Андрей Бычков
Русский писательДа.
Джеймс Джойс
Ирландский писательВы любите свою жену?
Андрей Бычков
Русский писательДа.
Джеймс Джойс
Ирландский писательВы немногословны.
Андрей Бычков
Русский писательЯ боюсь отвечать на ваши вопросы.
Джеймс Джойс
Ирландский писательХм... Вы думаете о других предназначенных вам женщинах?
Андрей Бычков
Русский писательЯ не хотел бы врать.
Джеймс Джойс
Ирландский писательЛадно... Когда вы работаете — утром, вечером?
Андрей Бычков
Русский писательОбычно утром, точнее, в первой половине дня.
Джеймс Джойс
Ирландский писательКак долго?
Андрей Бычков
Русский писательНесколько часов, иногда два-три, а иногда и все четыре-пять.
Джеймс Джойс
Ирландский писательКаждый день работаете?
Андрей Бычков
Русский писательСтараюсь каждый день. Особенно, когда пошло, когда работа уже идет. Но бывают и большие перерывы.
Джеймс Джойс
Ирландский писательА что самое трудное — начало, середина, конец?
Андрей Бычков
Русский писательСередина, наверное.
Джеймс Джойс
Ирландский писательВы считаете себя умным писателем?
Андрей Бычков
Русский писательЯ знаю, что я умный человек, но мне почему-то не хочется демонстрировать интеллектуальное письмо. Мне кажется, для этого есть статьи, жанр эссе. В прозе хочется чувств.
Джеймс Джойс
Ирландский писательЧто это значит?
Андрей Бычков
Русский писательНу, чтобы это было живое. Живое письмо. Не охлаждать стиль до законченных логических формулировок.
Джеймс Джойс
Ирландский писательА что вообще значит для вас жизнь? Что это такое, по-вашему?
Андрей Бычков
Русский писательЭто... дар.
Джеймс Джойс
Ирландский писательВы как-то можете определить это изнутри?
Андрей Бычков
Русский писательНу... Какое-то открытое и свободное в себе пространство.
Джеймс Джойс
Ирландский писательВы считаете, это как-то связано с «я»?
Андрей Бычков
Русский писательТут есть проблема... Боюсь теоретизировать.
Джеймс Джойс
Ирландский писательСо мной можно.
Андрей Бычков
Русский писатель«Я» как-то пропадает, когда это открывается. И в то же время «я» необходимо. Поскольку выбор делает именно «я», пренебрегая всем остальным, отказываясь от других, даже делая другим больно. «Я» отказывается от других «я» ради себя. Но это «ради себя», все же ради какого-то странного отсутствия себя. Какой-то пронзительности, тонкого, очень тонкого ощущения... Скорее, сопричастности... Сопричастности чему-то целому, как это ни парадоксально.
Джеймс Джойс
Ирландский писательВы считаете, это и есть Бог?
Андрей Бычков
Русский писательНет... Не знаю... Это дается вне какого-либо Имени, какого-либо Бога.
Джеймс Джойс
Ирландский писательВы верующий человек?
Андрей Бычков
Русский писательДовольно сложный для меня вопрос... Не могу ответить на него однозначно, как это принято... Самое интересное начинается, когда пытаешься объяснить себе то, что с тобой, да и с другими происходит на каком-то другом языке, в каких-то других координатах. Вот Делез, например. У него какие-то невероятные точки зрения, даже горизонты зрения, сами постановки задач, взгляды на то, в чем, казалось бы все уже условились и заучили как язык, на котором принято обсуждать эти вещи, наизусть. И тут вдруг появляется Делез, и предлагает попробовать какой-то новый опыт, новый язык, предлагает ходить на руках как-бы... Так вот мне кажется, что и в ответе на этот вечный вопрос о Боге нам не хватает новизны. Если этот вопрос и оставлять, то это должен быть какой-то очень оригинальный, свежий вопрос. Может быть, мы разучились задавать этот вопрос...
Джеймс Джойс
Ирландский писательПохоже, вы разговорились.
Андрей Бычков
Русский писательВы меня разговорили.
Джеймс Джойс
Ирландский писательКак насчет алкоголя? Много пьете?
Андрей Бычков
Русский писательНет, сейчас немного. Но употребляю регулярно, и хотел бы реже.
Джеймс Джойс
Ирландский писательПочему?
Андрей Бычков
Русский писательЗдоровье уже не то.
Джеймс Джойс
Ирландский писательНу, да, я уже умер в ваши годы.
Андрей Бычков
Русский писательВы умерли в пятьдесят шесть.
Джеймс Джойс
Ирландский писательДа.
Андрей Бычков
Русский писательКогда я думаю, что пережил уже и Достоевского, и Чехова, и Кафку, и Хемингуэя, и Фолкнера, не знаю, стоит ли перечислять дальше... И что по сравнению с ними я...
Джеймс Джойс
Ирландский писательА вот это довольно тонкий момент. Вы ведь все же считаете себя хорошим писателем?
Андрей Бычков
Русский писательДа, я знаю, что я замечательный писатель... Но какого уровня?
Джеймс Джойс
Ирландский писательНу, уж с современниками вы, наверное, себя сравниваете?
Андрей Бычков
Русский писательДа, я знаю, что я писатель ранга Мамлеева, Саши Соколова, Сорокина. Но гения из себя не ставлю.
Джеймс Джойс
Ирландский писательНо цену себе знаете.
Джеймс Джойс
Ирландский писатель(смеется) Да, знаю.
Джеймс Джойс
Ирландский писательА вы знаете, вот это мне в вас нравится.
Андрей Бычков
Русский писатель(смеется) Хоть что-то!
Джеймс Джойс
Ирландский писательМожет быть, вы себя еще не нашли?
Андрей Бычков
Русский писательДа, я по-прежнему в поиске, как писать, о чем писать. Каждый раз хочется сделать что-то другое, новое.
Джеймс Джойс
Ирландский писательКакое свое произведение вы считаете самым удачным?
Андрей Бычков
Русский писательУ меня есть несколько рассказов, которые я люблю, например, «Имя», «Гог Ван», «Голова Брана», «Наш друг»...
Джеймс Джойс
Ирландский писательА из романов?
Андрей Бычков
Русский писатель«Олимп иллюзий», наверное.
Читать материал по теме. Рецензия Елены Сафроновой на книгу «Олимп иллюзий»
Джеймс Джойс
Ирландский писатель(пряча улыбку в усы) А какое, кстати, ваше любимое число?
Андрей Бычков
Русский писательСемь. А почему вы вдруг спрашиваете?
Джеймс Джойс
Ирландский писательВы читали Малларме «Бросок костей»?
Андрей Бычков
Русский писательА, теперь понятно.
Джеймс Джойс
Ирландский писательГде вы себя чувствуете особенно свободно?
Андрей Бычков
Русский писательНу, дома, когда совсем один. Или в деревне. Тоже, когда совсем один.
Джеймс Джойс
Ирландский писательВы придумываете то, о чем пишите? Есть ли за вашими героями реальные прототипы?
Андрей Бычков
Русский писательНе простой для меня опять же вопрос. Для меня важен вымысел. В пустоте легче двигаться, чем в материале. Больше возможностей для языка. Язык сам создает картины, персонажей. Сам ведет сюжет. Это та самая другая жизнь, ради которой, наверное, и хотят быть художниками, композиторами. Поэтам в этом смысле проще.
Джеймс Джойс
Ирландский писательНо вы пишете прозу.
Андрей Бычков
Русский писательЯ долго не мог понять, что это значит — работать в материале. Мне казалось, что это уже какая-то поденщина, что-то прикладное. Эта скованность материалом, эта к нему привязанность. Какая-то необходимость, какую, по идее, надо бы преодолевать, и даже отказаться от нее, во имя чего-то другого, что тоже как-то претворяет материал, безусловно, имеет к нему отношение, но в то же время им не является. Наверное, у меня плохая память. А проза, ну, в общепринятом смысле, реалистическая проза, ее вещество — это память. И здесь для меня начинались проблемы. Мне всегда скучно вспоминать то, что было на самом деле. Это для меня всегда какая-то унылая работа. Все вокруг рассказывают истории, которые с ними случались или пересказывают чужие. И обычно это довольно скучные истории. Да, такое «рассказывание» привязывает к жизни. Ты как бы принимаешь жизнь такой, как она есть. Но что-то есть в этом и от сизифова труда. Это, конечно, делает реалистом. Но ведь хочется чего-то иного. Жизнь, она же больше в желаниях. Рембо называет иллюзию кормилицей.
Джеймс Джойс
Ирландский писательПочему же вы не стали тогда поэтом или художником?
Андрей Бычков
Русский писательЯ писал стихи. Послал как-то их Морису Ваксмахеру, переводчику Элюара. И он меня отговорил... От этого безнадежного, особенно в советские времена, занятия...
Джеймс Джойс
Ирландский писательВы жалеете об этом?
Андрей Бычков
Русский писательВ конце концов, я научился писать прозу. Я нашел свои весы или, точнее сказать, качели, на которых я раскачиваюсь. Иногда есть какая-то физиологическая потребность сделать вещь из себя, из своего личного, непридуманного опыта, как-то по-новому реализоваться. Это похоже на ощущение, когда умело на скорости ведешь машину или мотоцикл, и все получается, все складывается, ты удачно, хотя и опасно обгоняешь, тебе везет со светофорами, тебе даже иногда и не надо спешить, не надо обгонять, просто все хорошо складывается, приятно вести, и это все реально. Но это только метафора ощущения писательского, по сюжету речь может идти о гибели героя, который, конечно же, умирает вместо своего автора, чтобы автор мог вернуться к своей подлинности. Но это реалистическое письмо — в траектории качелей — ближайшая точка к земле. Есть, однако, и какое-то другое положение, где-то в верхней точке, где как бы теряешь в метафизическом весе и забываешь о своем опыте, заглядываешься в небо и там все как-то само придумывается, совсем неправильно, но чем неправильнее, тем больше и удовольствия, что вот ты можешь себе что-то такое позволить, не в смысле даже каких-то нереалистичных действий, а, скорее, действий не по правилам, в каких-то новых лингвистических пространствах, как они сами по себе разворачиваются, ты видишь эти пространства языка и двигаешься в каких-то языковых картинах, они открываются одна за другой и это затягивает, это интересно, и ты тоже живешь, но как-то странно, не то, чтобы даже нереально, а как-то по-другому лингвистически. Но и в том и в другом случае получается, что действительно есть какая-то другая жизнь, за которой не только подсматриваешь, но в которой и участвуешь. И в то же время ты ведь остаешься за письменным столом! Такое вот раздвоение, которое уносишь с собой и после писательства в повседневность, что тебя от нее как-то отстраняет, дает тебе вот эту особенную способность быть свободным. Опасная, конечно же, вещь, потому как потом больно натыкаться на реальные ограничения, с правилами и законами, они все время норовят схватить тебя, присвоить себе целиком, не оставить никакого зазора, чтобы никакого «внутреннего мира» ты себе не имел права позволить, и вот это и есть самое страшное, самое последнее зло.
Джеймс Джойс
Ирландский писательИ поэтому вы так ненавидите социум?
Андрей Бычков
Русский писательНе то, чтобы ненавижу. Нет, это скорее, из области идеалов, определений, может быть какое-то позиционирование к совсем уж косным социальным институтам... Но ведь все же чувствуют, что мы сами виноваты, что нас много, даже если нас всего несколько... А один — это всегда один. А тут надо считаться с другими. В обмен на то, чтобы они считались с тобой. И все так прочно повязаны на этом обмене. Тогда как всё высшее асимметрично...
Джеймс Джойс
Ирландский писатель(кричит и дует сквозь тучи) Бычков, вы не безнадежны!!!