18+
08.02.2017 Тексты / Рецензии

​«Раздевающие» гаджеты

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: с сайта kinopoisk.ru

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшей в прокат драматической комедии «Идеальные незнакомцы».

В «Идеальных незнакомцах», по замыслу режиссера Паоло Джановезе, семеро друзей — три красивые семейные пары и один симпатичный холостой мужчина — устраивают вечеринку. Давно не виделись, да и лунное затмение лучше наблюдать в хорошей компании. И все идет отлично до тех пор, пока не начинается опасная игра «Скажи правду в глаза».

Тут как бы можно зевнуть, сказать, что сюжет восходит ко временам Адама и Евы и неодобрительно взглянуть на издания, восторгающиеся наперебой: «Ах, неожиданные повороты сюжета, интрига, русская рулетка!» Но не спешите ставить на «Идеальных незнакомцах» крестик. Очевидное «Правда — хорошо, а счастье — лучше» здесь не доминанта. А вот мысль о том, что небольшие пластиковые устройства, предназначенные для связи, стали практически частью нашей физиологии, звучит куда явственнее. Кстати, если продолжить тему праотцов: все начала именно Ева (Касия Смутняк). Красавица со стервозным характером, переживающая кризис среднего возраста, психотерапевт, жена мудрого рассудительного Рокко и мать 17-летней Софии. В разгар всеобщего веселья она вдруг заявила: «Значит, ни у кого из нас нет никаких тайн? Тогда сыграем — положим телефоны на центр стола. Пока мы ужинаем, все звонки, СМС, „вотсапы“ — что бы ни пришло — мы огласим публично!» Лили (Валерио Мастандреа), муж Евиной подруги Карлотты (Анна Фольетта), пытается отговорить Еву, бормоча: «Мы же и так хорошо знаем друг друга», но это ему не удается. Удивительно, что и другие участники вечеринки (молодожены Козимо и Бьянка, холостой Пепе, а также муж Рокко) не могут совладать с вошедшей в исследовательский раж психологиней. Вероятно, лунное затмение так повлияло на умы и волю здравомыслящих людей, что они поддержали опасную идею своенравной дамы.

Игра поначалу идет вяло, скучновато, ее оживляют лишь розыгрыши и недоразумения. «То, что Стив Джобс уже умер, не мешает ему звонить моей жене», — зловеще говорит Лили, глядя на телефон Карлотты. Та, нимало не смущаясь, обсуждает с «Джобсом» по громкой связи технические детали, а потом как того требуют правила игры, поясняет: «Это программист с работы, у него прозвище такое».

Гаджет может хранить многое, связанное с тайными пороками, страстями, низменными желаниями

Однако постепенно напряжение нарастает. Рокко (Марко Джаллини), принимающий звонок от дочери Софии, вынужден вести с ней при всех достаточно сокровенный разговор о первой любви и первой близости. В конце беседы девушка, не подозревающая, что диалог слышит вся компания, включая ее собственную мать, говорит: «Ты просто очень любишь маму, поэтому не хочешь замечать, какая она стерва!» Лицо Евы в этот момент почти непроницаемо, а о способности психотерапевта держать удар свидетельствует адресованная мужу фраза: «Ты был на высоте!»

Дальше — больше, и, как говорится, горячее. Смски, звонки, ответы на них либо полностью раскрывают тайны, обозначенные для зрителя в самом начале пунктиром, либо дают информацию о новых секретах. Становится известно не только о «скелетах в шкафу», то есть о фактах, скрываемых долгое время, но и о вполне свежих «трупиках» — недавних прегрешениях. Дженовезе с мастерством психологического анатома препарирует человеческую природу, непринужденно показывает: вот они мы, красавцы. Осудим и высмеем всех, кого, возможно, укажем на десятки соломинок в чужих глазах, не замечая при этом сотни бревен в собственных. Будем пасовать перед жесткой правдой, даже если до этого умоляли друзей и любимых: «Только истину, никакой лжи». Хотя, нет, режиссер не дает своим героям, по крайней мере, большинству из них, упасть окончательно. Лили, Пепе, Козимо, балансируя на краю пропасти, все-таки не летят в нее — акт человеколюбия авторов.

Кстати, здесь особо выделен Рокко (Марко Джаллини удалось создать сложный интересный образ) — ироничный, слегка закомплексованный, но мудрый и ответственный. Он сразу же проявит себя как герой со стержнем, и катастрофы не случится только благодаря его уму и проницательности. Уже после вечеринки он пояснит дьявольски усмехающейся Еве (Касия Смутняк с честью выдержала крупные планы и хорошо сыграла лицом), что каждый из нас хрупок, а в телефонах, этих «пластиковых коробочках» сокрыто то, что может смертельно ранить в случае обнародования. Стоит ли убивать друг друга?

Мысль его можно развить. Всего пару десятилетий назад человек был практически закрыт для окружающих. И статьи вроде «10 признаков того, что ваша жена вам изменяет», «Как понять, любит ли ваш муж?» были, пожалуй, единственной возможностью узнать, что творится в голове и в душе супруга. Сегодня все гораздо проще — можно взять его мобильник и почерпнуть столько правды, сколько захочется. Но прежде не лишне подумать. Гаджет может хранить многое, связанное с тайными пороками, страстями, низменными желаниями. Человек хочет спрятать это от других глаз, это вполне естественное желание, сродни стыдливости, благодаря которой мы не оправляем прилюдно малую или большую нужду. А представьте, что...? То-то же. Поэтому призывают нас «Идеальные незнакомцы»: либо доверяйте человеку, либо, если нет веры, все-таки листайте журнал со статьей про 10 признаков измены. Только так, иначе нельзя. Ведь мы хрупкие, а правда бывает жестока.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​«Выживший». Месть приказала дольше жить

Жаннат Идрисова

Эксперты: Спецрепортаж — не документалистика!

Жаннат Идрисова

​Дворянин в дуэлянтстве

Жаннат Идрисова

​Славный Коля и все-все-все