Расстаться, чтоб найтись
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: Кадр из к/ф «Сердце пармы»
О встречах и прощаниях в ярких премьерах октября — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.
В первую неделю месяца в российский прокат в числе прочих вышли два совершенно разных фильма, которые точно стоит посмотреть. При всей своей неодинаковости — от жанра до страны производства — в обоих звучит такой притягательный для зрителя мотив любви и разлуки.
Первый — российский фэнтези-блокбастер «Сердце пармы», экранизация одноименного романа Алексея Иванова, снятая режиссером Антоном Мегердичевым.
Постер из к/ф «Сердце пармы»
О чем: XV век, территория нынешнего Пермского края. Местный князь Михаил (Александр Кузнецов) правит так, что над ним посмеиваются даже солдаты из его небольшого разношерстного войска. А как не смеяться, когда мелкие князья не платят ему ясак, дань, которую нужно отправлять московитам? «Молод и слаб князь», — шепот в воинских рядах после одного из визитов к подданным. Не наказал Михаил дерзких, не поднял меча из-за куля пушнины. Однако через некоторое время мешок с собольими шкурками у ног князя — это один из вассалов оценил его благородство и человечность.
Авторитет завоеван, да нет любви. Но и тут судьба улыбается герою: он встречает красавицу-язычницу Тиче (Елена Ербакова), которая покорила его сердце, еще когда они были детьми. Семья, сын, дом — полная чаша... Однако княжеское благополучие призрачно и недолго. Вопросы религии, ответственность за родную земли и ее народ, политические интриги — все это становится испытанием для счастья. И самые глубокие раны у Михаила — не от вражеского копья, полученные в бою, а от смертельной тоски. Эта кручина нападает, когда он и Тиче оказываются далеко друг от друга...
Кадр из к/ф «Сердце пармы»
Почему стоит смотреть: очень красивый, колоритный фильм с достойного уровня спецэффектами. Масштабные батальные сцены позволяют сравнивать картину с легендарной «Игрой престолов». Авторы подходили к работе всерьез даже снимая массовые сцены: у актрис массовки не должно было быть ни макияжа, ни даже маникюра — как-никак, русское Средневековье. Такого качества фэнтези у нас не было давно, и будет наверняка не скоро.
Замечательный актерский состав: Елена Панова, Евгений Миронов, Сергей Пускепалис (увы, одна из последних характерных ролей), Федор Бондарчук, Виталий Кищенко.
Кадр из к/ф «Сердце пармы»
К чему придраться: диалоги не всегда блестящи (тут «Игра престолов» может дать фору), есть забавные нестыковки. Иногда создается впечатление, что авторы намеренно упрощают исходник, работая на слишком уж невдумчивого зрителя. Но в целом это не портит впечатления.
Алексей Иванов, говоря в интервью о содержании фильма, подчеркнул: история о взаимосвязи человека, земли и судьбы. «Когда эта взаимосвязь крепкая и полнокровная, жизнь расцветает и мир становится прекрасной сказкой. Если человек отчуждается от своей земли, то есть сеет на ней рознь и смуту, или если человека отрывают от его судьбы, лишая свободы, то мир теряет свое первозданное волшебство», — сказал писатель.
Другой фильм — французская лирическая драма «Пассажиры ночи» Микаэля Херса.
Постер к к/ф «Пассажиры ночи»
О чем: 1984 год. Парижанка Элизабет (Шарлотта Генсбур) переживает не только кризис среднего возраста, а еще и личную трагедию: ее, не отошедшую до конца от тяжелой болезни, покинул муж. Снял квартиру недалеко от их дома, поселился с любовницей. Как быть? Отдушиной, по логике, должны стать уже подросшие дети, дочь Жюдит (Меган Нортон) и сын Матиас (Куитон Район Рихтер). Однакао у них свои тинейджерские заботы, иногда они совершенно невнимательны к нуждам Элизабет. Но у героини доброе сердце и чистая душа, а такая комбинация — залог удачи. От черных мыслей женщину спасает внезапно подвернувшая интересная работа на радио и встреча с юной путешественницей Талулой (Ноэ Абита), которая становится ей почти дочкой. Правда, потом последует разлука, но иногда главное в этой цепочке событий — именно миг нахождения друг друга в огромном мире...
Кадр из к/ф «Пассажиры ночи»
Почему стоит смотреть: этот фильм хотя и нежный, тонкий, лиричный, рассказывает о силе, скрытой в, казалось бы, хрупких людях. О том, что даже если мы теряем кого-то, кто дорог сердцу, он все равно присутствует в нашей памяти и даже на расстоянии согревает любовью.
Кадр из к/ф «Пассажиры ночи»
К чему придраться: на экране действительно почти все время ночь. Но она красивая.