Позолоченный Мухин
Текст: Фазир Муалим
Фотография из архива автора
Поэт и театральный критик Фазир Муалим о Губернском театре и памятнике дворнику.
Удивительно, как современный человек, человек разумный, до сих пор не свихнулся от всего этого безграничного, бесконечного потока информации. Ему открылось так много лишнего, без чего он обошелся бы запросто! Мир его стал необъятным — но пустым, узнаваемым — чужим для него, безопасным — но равнодушным к нему. Если раньше, давным-давно, пожалуй, так давно, что мы и не вспомним наверняка этих времен, каждый встречный и поперечный был или позже становился хорошим знакомым, а любая нечаянная встреча оказывалась вовсе не случайной, а знаковой; — если раньше истинно было утверждение «Но я решил направо свернуть — И это решило всё остальное», — то теперь, хоть направо ходи, хоть налево — результат один: скукотища. Потому что информации хоть и много, но она однотипная, а значит обесцененная: стандартные вещи, шаблонные поступки. Информация перестала служить поводом к познанию, сделалась неудобоваримой. И надо как-то восстановить интерес к ней, вернуть вкус.
Только как? Издревле существует два способа познания. Первый — аналогии. Принцип его: «это» похоже на «то». Он напоминает человека-собирателя: всё в корзину, всё в дом. Когда наступает пресыщение накопленным, тогда и прибегаем ко второму способу — различения. Девиз его: это ни на что не должно быть похоже.
Думаю, именно такими размышлениями руководствовались создатели Московского Губернского театра, которому в наступившем году исполнится всего-навсего пять лет. Два старых ничем, вроде, не примечательных областных театра переделали в один новый многообещающий (не зря ведь художественным руководителем назначен известнейший актер Сергей Безруков). Кстати, один из этих областных театров мне запомнился забавным случаем. Однажды я хотел пойти туда на спектакль. Поехал до станции «Кузьминки», стал искать указатели. Нашел. Написано: «Выход к Московскому областному театру имени А.С. Островского. Тут вознегодовал я в сердце моём и пошёл обратно домой».
В детстве я думал, что Ильич — это почетное звание, прибавляемое к имени первого человека государства: Владимир Ильич, Леонид Ильич. Так вот, те, кто подписывал эти указатели, вероятно, тоже были дети в душе. А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, значит и Островский должен быть А.С., вероятно, рассуждали они. Я понимаю, что театр тут ни при чём, он не виноват, но, как говорилось в том анекдоте, осадок остался.
В чём принципиальное отличие Губернского театра от всех остальных? Прежде всего, когда речь заходит об уникальности этого театра, в качестве аргумента приводят тот факт, что он первым в России стал сопровождать свои спектакли аудиодескрипцией (специальным комментированием для слепых и слабовидящих). Несколько актрис (Ирина Безрукова, Анна Цанг, Елена Хабарова) прошли обучение профессии тифлокомментатора, и на сегодняшний день в репертуаре театра девять спектаклей, сопровождаемые тифлокомментариями (аудиодескрипцией).
Второй момент. Не бог весть, конечно, какая уникальность, но в наши дни встречается не так часто — очень внимательные и вежливые до назойливости сотрудницы: «Осторожно: ступеньки!», «Здравствуйте! Ждем звонка», «Малый зал — сюда», «Буфет — вверх по лестнице», «Добрый вечер! Ждём звонка», «Походите, пожалуйста, по фойе. Просим», «Ждём звонка». Любое твоё активное движение воспринимается ими как призыв о помощи или, как минимум, немой вопрос «В чём дело?». Это особенно приятно, когда вспоминаешь, что в некоторых театрах (не оглашаю названий) капельдинеры идут войной на зрителя чуть ли не с электрошокерами. Особенно если заметят у того непогашенный телефон. Он действует на них как красная тряпка на быка.
...каждый играл свою роль, как отдельный номер на эстраде
Ещё один приятный момент. У театра есть своя премия, называется она «Золотой Мухин». Ежегодно, начиная, правда, с прошлого, лучшим работникам театра, актерам, музыкантам вручается позолоченная статуэтка — уменьшенная копия памятника дворнику из спектакля «Позолоченный Мухин».
Но позвольте, вы скажете, это всё ведь только формальности, к сути не очень имеющие отношение!
Да, согласен. В сущности, Губернский театр не сильно отличается от многих других: не хуже и не лучше. К такому заключению пришел я, посмотрев как раз тот самый спектакль о дворнике «Позолоченный Мухин» по пьесе драматурга Владимира Жеребцова «Памятник. История одного недоразумения». Режиссер-постановщик — Петр Орлов.
Однажды утром в поселке «Тополиный пух» (тут в ушах звучит песня «Тополиный пух. Жара. Июль», музыкальное оформление — Светлана Медведева) на центральной площади появляется огромный памятник поселковому дворнику Ивану Мухину, с благодарностью. Весь поселок в недоумении: кто это за ночь мог поставить памятник? И за что? Сам Мухин (актер Алексей Шадхин) тоже в растерянности. Предлагаются различные версии: от любовницы, правительства и даже инопланетян.
Сказать вам правду, сюжет мне показался очень вялым, с каким-то невнятным развитием. Если бы не концовка с жизнеутверждающей идеей о том, что добрые дела бесследно не пропадают, то можно было бы и вовсе наплевать и забыть.
Персонажи — непонятно, откуда они и из какого времени.
Мне показалось, что актеры и сами не понимали, кого они играют; то и дело как будто подхватывали образы, созданные исполнителями фильма «Любовь и голуби» для своих героев.
Между персонажами на сцене не было отношений: каждый играл свою роль, как отдельный номер на эстраде. Когда же явилась череда сменяющихся правителей (Сталин, Брежнев, Горбачев, Ельцин, Путин — их всех играл актер Сергей Куницкий), ощущение концерта охватило полностью. Но это как раз было оправдано. И оно же немного прибавило живости спектаклю. Однако вынужден признаться, что уже по горло сыт однотипными целующимися брежневыми, пьянствующими ельциными, всезнающими путиными. Но зритель смеется, и пока он смеется, их не перестанут представлять на подмостках.
Майский день, именины сердца для меня случались на выходах оркестра. Я забыл в начале отметить, что Губернский театр состоит не только из актерской труппы, но в него входит также Губернаторский оркестр Московской области (главный дирижер Сергей Пащенко). Часто оркестр участвует в спектаклях.
Тем не менее я не могу сказать, что пожалел о потраченном времени.
Был ли он лишней информацией, этот спектакль, для меня? Да, возможно. И даже скорей всего. Но он расширил мой мир, растянул пустоту, которая потом пригодится ещё, когда наткнусь на нечто уникальное.
А почему бы и не в этом самом театре?