Подумать о YouTube свысока
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: Кадр из фильма «Мейнстрим»
О противоречиях в иронической драме «Мейнстрим» — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.
Новый фильм Джии Копполы, выходящий в прокат 3 июня, с первых же кадров очаровывает. И исполнителями главных ролей, и стильными титрами-виньетками, отсылающими к черно-белому кино. С ретро-деталями изысканно контрастируют летающие в уголках смайлики и сердечки, милое напоминание о соцсетях. Плюс сразу же вырисовывается любимый с давних пор архетип «золушка». Однако чем дальше, тем все отчетливее понимаешь: что-то не так в этой сказке.
Юная Фрэнки (Майя Хоук) работает в одном из не самых статусных баров Лос-Анджелеса. Кофе, напитки, надоевшие лица посетителей. Необходимость лицезреть в зале по выходным вульгарные камеди-шоу (а то и участвовать в них, подменяя заболевшего актера). Трудовые будни девушки скрашиваются обществом друга и коллеги Джеймса (Нат Вулф), с которым можно поболтать и опрокинуть по стаканчику шота, и ее увлечением.
Кадр из фильма «Мейнстрим»
Хобби у Фрэнки вполне предсказуемое для наших дней: снимать концептуальные видео и выкладывать их в YouTube. Особого успеха нет — 500 подписчиков, несколько десятков лайков. Но в один из дней героиня записывает на камеру смешной эпизод, претендующий на перфоманс: обрядившийся в костюме крысы продавец итальянского фастфуда (Эндрю Гарфилд) размахивает копией картины Кандинского и призывает прохожих питаться искусством. Ролик набирает огромное количество просмотров... Ну, а что дальше? Как закрепить успех, если «крыса» куда-то пропала? К счастью для Фрэнки, спустя какое-то время она сталкивается с этим парнем на улице, не сразу признает его уже в одеянии таракана и сообщает о популярности видео. «Да? А у меня нет телефона», — беспечно отзывается он, однако сообщает, где его можно найти.
Кадр из фильма «Мейнстрим»
Очередная встреча, уже более продолжительное общение — и юная видеоблогерша совершенно очаровывается новым знакомым, который представляется как Линк. На словах он выступает против напыщенности, критикует современные тренды. «Зачем ты прячешь его? — спрашивает девушку, показывая на шрам, который она маскирует прядями волос. — Он делает тебя настоящей». Его не смущает статус неудачника. «Мы все неудачники и хотим быть кем-то, — бросает он с легкой грустью. — И сводим с ума корпорации. Ибо как продать сникерс человеку, считающему себя котом?»
Героиня тут же хватается за телефон: «Людям нравится то, что ты говоришь и как ты это делаешь!» Идея проекта, родившаяся в ее голове, разбивается о многие подводные камни, но героиня не теряется — приглашает в компаньоны коллегу-бармена, у которого еще и талант писателя. И, наконец, все складывается: харизматичный Линк с ником «Такой, как все» разыгрывает веселые и не лишенные смысла скетчи, произносит сочиненные Джеймсом острые монологи, а Фрэнки это снимает, редактирует и размещает в сети. Бешеный успех, миллионы просмотров. «Такой как все» на устах у пользователей. Настоящий маркер популярности — к ним является один из самых известных продюсеров Марк Шварц (Джейсон Шварцман) и предлагает совместно создавать профессиональное шоу на широкую аудиторию.
Кадр из фильма «Мейнстрим»
Линк не менее впечатляющ и на сцене, однако вскоре сквозь его улыбку начинает просвечивать оскал монстра, он все больше начинает походить на тех, кого он критиковал: людей, растворивших свою личность в сетях... Дальнейшие события вполне предсказуемы, однако не это снижает положительное восприятие фильма.
Что работает в минус, так это все более усиливающаяся назидательность «Мейнстрима». Джия Коппола (как понятно по фамилии, представительница известного кинематографического клана, внучка Фрэнсиса Форда Копполы), рассказывает историю где-то отстраненно, а где-то и с явным осуждением, поэтому зрителю сложно проникнуться и эйфорией героини от головокружительного успеха, и ее же болью от последующего разочарования. Даже драматические моменты или трогают мало, или не задевают совсем, а ведь вряд ли авторы ставили перед собой такую задачу.
Кадр из фильма «Мейнстрим»
Спасают положение, во-первых, актеры: все хороши, и каждый на своем месте. Майя Хоук, дочь Умы Турман и Итана Хоука, унаследовавшая талант и красоту обоих родителей, точно передает настроения своей героини. Эндрю Гарфилд отлично воплотил модный ныне андрогинный тип героя из сети, этакий Саша Гудков американского разлива. Нат Вулф, возможно, не привнес особой новизны в амплуа «настоящий друг и тайный воздыхатель», но его герой вызывает сопереживания. Во-вторых, здесь немало иронии над современными трендами. Не всегда, на мой взгляд, она уместна, но в большинстве случаев вызывает улыбку.
Финал может показаться пессимистичным, однако здравомыслящий зритель способен сказать себе, что это всего лишь кино, а в жизни люди способны влиять на те или иные события и сметать с пьедесталов лжепророков. По крайней мере, всегда найдется та часть, что не проникнется общим настроением. Ну, а кто-то впадет в уныние, что ж, излишне драматизировать — это в наши дни тоже мейнстрим.