Пьер Паоло Пазолини. Современный взгляд
Текст: Алена Бондарева
Фотография: с сайта tunnel.ru
5 марта великому итальянскому поэту, прозаику и кинорежиссеру Пьеру Паоло Пазолини исполнилось бы 100 лет.
Специалисты из ИМЛИ РАН, РГГУ и других университетов провели большую научную онлайн-конференцию «Пьер Паоло Пазолини: личность, творчество, рецепции».
В течение двух дней (1 и 2 марта) русские и итальянские ученые вдохновенно говорили о Пазолини поэте, прозаике, критике, сценаристе, кинорежиссере и авторе документального жанра. В этом материале я приведу лишь несколько интересных моментов.
Фриули и диалекты
Пьер Паоло Пазолини родился в Болонье (1922), но детство и юность провел во Фриули, северо-восточной области Италии. Именно здесь он написал свои первые стихи, в которые вплел диалект местечка Казарса-делла-Делиция (селения, в котором родилась его мать). Сегодня Пазолини считается одним из новаторов фриульской поэзии, порвавших с традицией. Однако было бы несправедливым сказать, что только Пазолини сделал много для Фриули. Этот край навсегда вошел и в его творчество, став идиллическим прообразом детства. В 1945 году Пазолини даже основал «Малую академию фриульского языка» и выступал за равноправие этого диалекта в литературе.
Участники конференции «Пьер Паоло Пазолини: личность, творчество, рецепции (к 100-летию со дня рождения)»
Гвидо и коммунизм
Семейные отношения Пазолини были сложными. Он боготворил мать и сторонился отца (возможно, из-за приверженности последнего Муссолини). Увлеченный фрейдизмом Пазолини часто говорил об эдиповом комплексе. В 1943 году Пьера Паоло призвали в армию, но через неделю он дезертировал. Считается, что из-за антифашистских взглядов. А в 1945-м произошло события, потрясшее всю семью, коммунисты-гарибальдийцы убили Гвидо Пазолини, младшего и любимейшего брата писателя. Это событие ранило Пазолини. Но странным образом отразилось на его коммунистических взглядах. Как и к религии (называл себя атеистом, но считал веру частью культурного кода), к доктрине он относился весьма критически. В то же время Пазолини полагал, что «только коммунизм сегодня может принести новую культуру». Поэтому в 1947 году вступил в компартию. Однако уже через пару лет из-за сексуального скандала с участием подростков был исключен из местной секции в Удине.
Римская шпана
Пазолини не афишировал, но и не скрывал своей нетрадиционной ориентации. После скандала, раздавленный событиями, он вынужден был перебраться в Рим. Но именно здесь, по словам Юлии Патронниковой (ИМЛИ РАН), Пазолини и нашел своего героя. Люмпен-пролетария, шпаненка, вынужденного выживать на улице. Вытесненный из деревни, он оказался не нужен и в городе. Но именно в нем Пазолини увидел ту отчаянную жажду жизни, которая была свойственна ему самому.
Пазолини П. Шпана. — М.: Глагол, 2006, — 320 с.
В Риме Пазолини написал свои лучшие романы «Шпана» (1955) и «Жестокая жизнь» (1959). Как поэт, он был поражен римскими жаргонизмами. Даже двадцать лет спустя говорил, что арго — величайшее достижение культуры.
Читать материал по теме. Фазир Муалим о «Солнечных мальчиках» Пазолини.
Мифология Саленто
Евгения Литвин (РАНХиГС) в своем докладе «Пазолини в Саленто: неакадемическая этнография послевоенной Италии» рассказала о важном и часто не замечаемом исследователями Пазолини событии — недолгом сотрудничестве с первой итальянской документалисткой Чичелией Маджини (Cecilia Mangini), для картин которой Пазолини писал сценарии. Вместе они сделали три документальные ленты. Но, по мнению Евгении Литвин, особенно важен фильм 1960 года о плакальщицах (Stendalì — Suonano ancora). Чтобы снять эту работу, Маджини и Пазолини отправились в Саленто, юго-восточную часть Италии, заселенную греками. Здесь Пазолини не только увидел обряд оплакивания, но и столкнулся с культурным преломлением мифа. Знакомство с Маджини повлияло на него и как на автора документального кино, которое он начал снимать с 1963 года.
Для картины Stendalì — Suonano ancora Пазолини написал сценарий, выбрал текст, который произносили с экрана плакальщицы, и определил сюжет — оплакивание матерью умершего сына. Не трудно догадаться, что в этой работе выразилась и личная боль писателя, плачь Пьера Паоло и его матери о погибшем Гвидо.
Позже документальные ленты Пазолини начали соединять автобиографию и общий план, архаический миф и его современную трактовку. Эти же приемы легко обнаружить и в художественных фильмах, например, «Царь Эдип» (1967) и «Медея» (1969).
Медея — Мария Каллас
К слову сказать, о последней картине на конференции говорили особо. В своем докладе Петр Воротынцев (РГГУ) рассказал о работе Пазолини над этой лентой и его отношениях с Марией Каллас, оперной дивой, сыгравшей Медею. Интересно, что на съемках режиссер и актриса не просто нашли общий язык, но по-настоящему подружились. По словам исследователя, эта работа была сверх-ролью Каллас. Исполняя оперные арии вроде Тоски, актриса не боялась свидетельствовать о себе и своей боли, ведь она не разделяла жизнь и искусство. Но в «Медее», потребовавшей максимального напряжения, обращенного во внутрь, она бросила мстительный вызов не только самой себе, своему бывшему любовнику Аристотелю Онассису, но и судьбе.
Мария Каллас и Пьер Паоло Пазолини.
Любопытно и то, что в процессе обсуждения доклада, эксперты пришли к интересному выводу. В фильме есть сцена, где Медея рассматривает атлетические ноги Ясона. Этот момент снят настолько подробно, что зритель понимает — сейчас героиня не просто влюбляется, но впускает в себя нечто темное и дурное. Возможно, именно благодаря этому эпизоду лента будет лучше всего понятна студентам-кинематографистам и станет первой на пути знакомства с творчеством кинорежиссера.
Взгляды Пазолини
Много на конференции говорилось об антифашистских взглядах Пазолини. Так, Алина Соломонова (Военно-космическая академия им. Можайского) остановилась на фильме «Свинарник» 1969 года, в котором Пазолини приравнивает фашистов к животным. Главный герой Юлиан питает паталогическую страсть к скотоложеству со свиньями, от чего в итоге и погибает. Примечательно, что «звериная» параллель, берущая начало в этой ленте, более чудовищно трансформируется в последней картине Пазолини «Сало, или 100 дней Содома» (1975). Существует мнение, что история фашистской Республики Сало, в которой с людьми ради своего удовольствия можно делать все что угодно (здесь в ходу самые немыслимые физические и сексуальные извращения), в 1975 году стала причиной страшного убийства Пьера Паоло Пазолини неофашистами. Кинорежиссеру сломали несколько ребер, раздавили внутренние органы и вырвали уши. Преступление так и осталось нераскрытым.
Читать материал по теме. Последнее лето кинорежиссера.
Влияние Пазолини
Сегодня о Пьере Пало Пазолини написаны сотни статей. Одни исследователи с упоением рассуждают о его новаторстве в кинематографе, смелом преподнесении острой тематики; другие говорят о гражданской позиции и лирике, тесно с ней связанной, влиянии диалектов и постоянном поиске нового выразительного языка; третьи обращаются к романам, открывающим читателю персонажей из принципиально другого социального слоя. Помнится, даже Эдуард Лимонов писал о Пазолини как о «главном итальянце» и «культовом герое». В этом контексте доклад Татьяны Быстровой (РГГУ) «Пазолини и современные итальянские писатели» стал не только хорошей точкой для всей конференции, но и мостиком к дальнейшим диалогам.
Пьер Паоло Пазолини.
Исследовательница отметила, что в книгах современных авторов Пазолини появляется в разных ролях. Например, Элена Ферранте прямо и скрыто цитирует поэта. Андреа Байани в романе «Книга дома» обращается к ужасной смерти писателя — мать героя, узнав из газет подробности гибели, от шока рожает. Современных итальянских авторов Пазолини привлекает, как неоднозначная личность и как писатель-новатор, опередивший свое время. Некоторые авторы даже наделяют героев его внешними чертами. Но по мнению Роберто Буи, писателя и критика, современная итальянская литература сегодня переходит к созданию «новой эпики» и на этом пути весьма успешно опирается на эксперименты и взгляды Пьера Паоло Пазолини.