18+
14.06.2017 Тексты / Рецензии

​«Мумия» — перезагрузка Круза

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: с сайта kinopoisk.ru

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшем в прокат мистическом блокбастере Алекса Куртцмана.

Со свежеиспеченной «Мумией» все не так-то просто. Исходя из названия, мы вправе были ожидать ремейк одноименной картины Стивена Соммерса 1999 года с Брэндоном Фрейзером и Рейчел Уай в главных ролях. Однако на поверку вышло вполне самостоятельное произведение, пусть и с массой цитат из того, двадцатилетней давности фильма.

Что хочется отметить прежде всего: новая «Мумия» как будто предназначена главным образом распиарить отличную физическую форму Тома Круза, которому меньше чем через месяц исполнится 55 лет. Перефразировав известную поговорку, можно похохмить: «Тому 55, Том — ягодка опять», но эта шутка будет недалека от истины. Если в фантастическом блокбастере «Обливион» 2013 года у Круза можно было не напрягая зрения разглядеть и животик, и другие не красящие фигуру округлости, то в «Мумии» он — сплошной мускульный монолит, машина смерти, которая не выдыхается после получасовых битв с монстрами.

Том Круз играет офицера Ника Мортона, участвующего в боевых действиях на территории Ирака. Ник до безумия храбр, он солдат от Бога, но в краях, где когда-то была Месопотамия, колыбель цивилизации, Ник в первую очередь думает о том, как бы разжиться золотом и другими ценностями. Ради обогащения он не брезгает ни мошенничеством, ни воровством. Шантажом и манипуляциями вынуждает лучшего друга Криса (Джейк Джонсон) помогать ему в рискованном деле — расхищении гробниц.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 3

О том, что рыскать в могильных залах, где нет ни души (мертвое тело, упрятанное в саркофаг — не в счет) весьма опасно, красноречиво поведала еще прошлая «Мумия». Нынешняя продолжает традиции и посылает нехитрые месседжи, вроде: засушенные покойники из богатых усыпальниц куда страшнее живых злодеев.

Тем не менее Ник, Крис и примкнувшая к ним специалист по истории древних цивилизаций Дженнифер (Аннабель Уоллис) спускаются в одно из захоронений и обнаруживают там роскошный саркофаг. Внутри — исчадие ада, египетская принцесса Аманет (София Бутелла), мумифицированная заживо тысячелетия назад за убийство своих близких. Искатели приключений и сокровищ не подозревают, что в красивом гробу покоится готовая проснуться в любой момент темная сила. Они грузят саркофаг на борт самолета и летят в Лондон.

Во время полета Аманет начинает набираться сил, потихоньку вербует сторонников, в результате — крушение лайнера, гибель почти всего экипажа. Ник вопреки обстоятельствам остается жив, причем состояние его таково, что он в силах устроить небольшой стриптиз персоналу морга.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 2

Разумеется, это неспроста. Чудесное спасение — ничто иное, как подарок Тьмы. Потом дарительница потребует взамен полной отработки презента, и оговариваемой ценой будет жизнь героя. Позже выясниться, что крови Мортона жаждет и еще кое-кто, а именно — другая сила, условно светлая. Обе стороны обещают герою, что он после ухода в царство мертвых станет всемогущим, уподобится богам, однако тот малодушно демонстрирует желание не умирать за идеи, а пожить, причем не просто так, а с размахом.

Сюжет картины столь незатейлив, что, пожалуй, еще пара предложений — и ее можно будет не смотреть.

Поэтому я лучше скажу, в чем главное отличие творений Стивена Соммерса и Алекса Куртцмана. Первый — качественный приключенческий фильм, в котором есть экшн, юмор, временами переходящий в легкий стеб над жанром «пеплум». Второй — некая солянка, ее создатели попытались свести воедино блокбастер, мистику, драму, ромком. На выходе — такое «блюдо», что части зрителей грозит своего рода культурное несваренье. Однако есть у новой «Мумии» и безусловный плюс: она пытается показать духовное взросление Мортона, его превращение из алчного эгоиста в самоотверженного героя-спасителя. И если в начальных кадрах Том Круз, кажется, до конца не поняв своего героя, еще несколько фальшивит, то в финальных сценах убедителен настолько, что даже вызывает сострадание.

Что еще? Могут облегченно вздохнуть ярые противники феминизма: столь модная в последние годы тема женского доминирования в деле спасения мира здесь даже не затронута. Спецэффекты на вполне достойном уровне. И судя по тому, как все заканчивается, нам стоит ждать продолжения с черновым названием «Том Круз — ягодка 2».

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​«Выживший». Месть приказала дольше жить

Жаннат Идрисова

​Две страны, две любви, ну а сердце, увы...

Жаннат Идрисова

​Джульетта без Ромео

Жаннат Идрисова

​«Тарелка» раздора