18+
26.10.2015 Тексты / Интервью

​Михаил Яснов: «Сережа, не катайся на слонах!»

Беседовала: Валерия Мартьянова

Фотография сделана Валерией Мартьяновой

Писатели Михаил Яснов и Сергей Махотин рассказали обозревателю Rara Avis Валерии Мартьяновой о слонах, бабушках и проблемах детской литературы.

— Что сейчас происходит с современной детской литературой, на ваш взгляд? Я имею в виду именно российскую прозу и поэзию, наших молодых авторов.

Сергей Махотин: У нас только что закончился ежегодный фестиваль молодых писателей «Детгиза», он уже в седьмой раз проводится, кстати. Там были такие хорошие ребята, они всегда классные, но в этот раз был особенно сильный состав. И что касается прозы — детская литература переживает сейчас настоящий расцвет, я считаю. Причём в разных жанрах. Есть и сказки, и подростково-реалистические повести, и философско-притчевые сюжеты, и что очень важно — литература для самых маленьких.


Фотография из архива С. Махотина

— Как насчёт динамики издательств? Ведь многие из них стали издавать и молодых российских авторов, несмотря на то, что начинали с переводных книг: «Поляндрия», «Розовый жираф», «КомпасГид»...

Михаил Яснов: Ещё «Детгиз» и «Самокат»!

— Да, благодаря «Самокату», я теперь большая фанатка Артура Гиваргизова. И недавно мне рассказали по секрету, что одна из его последних книг «Морж, учитель и поэт», которая вышла в издательстве «Розовый жираф» — про вас, Михаил. Это правда?

М.Я.: Это правда, и Артур мне написал: «Ты прочти и скажи — если плохо, то я не буду продолжать». Я прочёл и сказал: «Это хорошо», а он: «Тогда я продолжаю». На самом деле она так и сделана, в этом смысле Артур всё очень хитро придумал: её можно бесконечно продолжать. И герой очень симпатичный.

— Во второй части «Моржа... » герой Гиваргизова едет в Индию. А вы были там, Михаил?

М.Я.: Нет, это Артур был! Брать своего героя с собой в путешествие — отличная идея. Кстати, если будешь в Индии, Сережа, ни за что не катайся на слонах, они имеют свойство сбрасывать писателей.

А как научить человека литературе? Она или живёт внутри тебя, или нет

— Хочу спросить вас про одну из последних ваших книг — «На земле и в океане», которая в этом году вышла в издательстве «Поляндрия»: насколько сложно было написать текст к, по сути, уже готовой книжке? Ведь текста в ней изначально не было, Элисон Джей просто нарисовала книжку-картинку.

М.Я.: Это было не очень сложно, потому что очень симпатичные картинки и хорошая незамысловатая история, а ещё — мне дали полную свободу действий, что само по себе доставляет удовольствие, — когда у тебя нет жёстких рамок.

— Возвращаясь всё-таки к современным авторам: есть ли у вас кто-то самый любимый?

М.Я.: Самые любимые наши девочки и мальчики, с которыми мы ездим на фестивали и занимаемся в студии при «Детгизе».

— А можно ли научить человека писать для детей?

М.Я.: Нет, нельзя. Научить можно ремеслу, каким-то приёмам, а как научить человека литературе? Она или живёт внутри тебя, или нет.

— Хорошо, а если вы понимаете, что вот не судьба человеку писать детские книжки, но ему очень хочется. Что тогда делать?

М.Я.: Сказать ему: «Не судьба тебе писать детские книжки!»

Хороший писатель — это же, в первую очередь, хороший читатель и критик

С.М.: Нам довольно часто присылают рукописи и пишут примерно так: «Вот, я вышла на пенсию, много свободного времени, начала писать сказки — внукам очень нравится». Конечно, им очень нравится, когда бабушка читает!

М.Я.: Ещё одна проблема — вторичность. Много текстов, которые повторяют усреднённый источник. Сразу понимаешь, что человек мало читает, повторяет шаблонные сюжеты. Хороший писатель — это же, в первую очередь, хороший читатель и критик, он умеет вычленять то, что именно ему подходит.

— Чему тогда вы учите на своих занятиях: как строить сюжет, прорабатываете образы персонажей?

М.Я.: У нас, скорее, система обсуждения по кругу. И критика чаще всего именно со стороны ребят, а не с нашей, что важно. В основном мы разговариваем, да и вообще учимся слушать друг друга. Говорим о том, что нас волнует.

— А что сейчас волнует молодых писателей, о чём они чаще всего пишут?

М.Я.: Что лично меня радует — это то, что на смену бесконечным фэнтези и волшебным историям приходит более реалистичный жанр. То есть молодые писатели пишут повести, рассказы, стихи о детской жизни, взаимоотношениях героев друг с другом, со взрослыми. И о тех проблемах, которые волнуют лично их.