«Малыш» и Диана
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о легкой, но не поверхностной картине Лорана Тирара «Любовь не по размеру».
«Воздушная и элегантная романтическая комедия», — примерно так отзываются большинство зрителей и критиков о новой картине режиссера и сценариста Лорана Тирара. Все верно, но помимо флера любовной интриги, в ленте есть и серьезное послание социального характера. Так что сплошным шоколадом-мармеладом создатели не потчуют, и это одно из достоинств фильма.
Начинается история достаточно банально. Преуспевающая адвокат и, по совместительству, красивая молодая женщина Диана Дюшене (Вирджини Эфира, в самом деле, ослепительна) теряет свой мобильный телефон. Спустя несколько часов ей на домашний номер звонит незнакомец, который представляется Александром и сообщает, что ее мобильник у него. Из дальнейших его слов следует, что вознаграждением за передачу телефону для него стало бы свидание с Дианой, например, беседа за чашечкой эспрессо в кафетерии.
Почему бы и нет? Диана практически свободна (муж, партнер по адвокатской деятельности, скоро официально перейдет в категорию «бывший»), а Александр по телефону производит благоприятное впечатление. И в назначенный день героиня, надев сексуальное и при этом элегантное платье, прибавив к своим 170 сантиметрам роста 10-сантиметровую высоту каблука, идет на свидание.
Александр (Жан Дюжарден — красота и интеллект в одном флаконе) тоже является в кафе при параде, прическа, костюм, обувь — все на уровне. Почему же Диана, увидев его, сначала меняется в лице, а потом практически впадает в ступор? Зрительницы особенно хорошо понимают героиню, они и сами были бы поражены, если бы прекрасный принц, которого воображение, не жалея красок, нарисовало после телефонного разговора, вдруг оказался маленького роста — не более 140 сантиметров. Александр внешне спокоен (видимо, привык к подобной реакции новых знакомых), легко общается, даже шутит. «Маленький рост из-за неправильной работы гипофиза — разве это страшно? Вот запах изо рта — страшно», — эту и другие меткие фразы он произносит так невозмутимо и уверенно, что Диана расслабляется и совершенно очаровывается им. После второй встречи героиня понимает: «Влюбилась» и с головой уходит в омут чувств.
И вот тут начинаются проблемы. Одно дело — обмениваться с достойным, но, скажем так, анатомически нестандартным человеком теплом и заботой наедине или, напротив, в людном месте, где вас вряд ли увидят знакомые, другое — показать всем, что вы пара. Диана долго не хочет развивать отношения по второму сценарию, предчувствуя непонимание друзей и близких. В какой-то момент Александр с грустью спрашивает ее: «Долго будешь меня прятать?» Скрытый упрек справедлив, и Диана после раздумий и душевных терзаний знакомит возлюбленного с матерью и отчимом.
Николь, мать героини (отличная работа неподражаемой Мануэлль Гайар), сначала воспринимает Александра как забавную зверушку, потом проникается к нему симпатией и даже уважением, но у нее и мысли не возникает, что этот человек может составить счастье ее дочери. Когда же она узнает, что Диана влюблена в «карлика», она испытывает ужас, вызывающий потрясение у зрителей. Мы видим — и в цивилизованной Европе, жители которой так гордятся своей толерантностью, с этой самой толерантностью большие проблемы. Настолько все запущено, что добропорядочному человеку, не мигранту, не преступнику, общество практически отказывает в праве любить и быть любимым. «Он же инвалид! — кричит в отчаянии Николь мужу. — Как Диана будет жить с ним?» «Но ведь я тоже инвалид», — недоумевает тот, с трудом произнося слова (у него проблемы с дикцией). «Как ты не понимаешь, у тебя же совсем другое дело», — запальчиво возражает женщина и получает от мужа полновесную, но заслуженную плюху: «Да ты сама инвалид».
Мы все в какой-то степени инвалиды, чудовища. Мы готовы заклевать всякого, кто хоть чем-то отличается от нас, кто не помещается в прокрустового ложе наших представлений о человеке — об этом жестко напоминает фильм с несколько фривольным названием. И, помимо кадров, над которыми смеешься от души, здесь есть эпизоды, заставляющие щемить сердце. Например, когда Александра на улице сбивает с ног здоровенный детина, после оправдывающий свое хамство коротким «Я вас не увидел». Или когда герой, пытаясь достать салфетки, повисает на шкафу и не зовет никого на помощь, потому что боится выглядеть смешным. Тема боли маленького человека отсылает не только к классическому французскому кино с Пьером Ришаром, но даже к произведениям русской классики — Гоголю, Чехову, Достоевскому.
И еще один острый вопрос затронут в этом фильме. Насколько мы способны любить по-настоящему, без оглядки на мнение других людей? Помним ли об этике в отношениях? Да, можно пользоваться теплом, которое дает нам другой человек, а взамен отдавать ему лишь подобие чувства. Но это позиция инфантильного, я бы даже сказала, личностно недоразвитого человека, морального инвалида, как верно заметил отчим Дианы. И подобное наказуемо.
В фильме перерождение героини, ее взросление, происходит быстро, что вряд ли возможно в жизни. Однако на то оно и искусство — дарит или надежду на лучший исход событий или полноценный хэппи-энд, когда маленькие люди обретают большое счастье.