«Ла-ла Ленд» — философское шоу
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшей в прокат музыкальной картине Дэмьена Шазелла.
Шазелл представил на строгий суд публики и критиков свое второе детище. И если первый его фильм, «Одержимость», многие эксперты называют лучшим кинодебютом XXI века, то мюзиклу «Ла-ла Ленд» впору присвоить статус «Достойное продолжение режиссерского пути». Ну, или что-то вроде этого.
У фильма масса достоинств (победы в номинациях Венецианского международного кинофестиваля, кинопремий «Золотой глобус» и BAFTA и замах на главную статуэтку «Оскара» — это не просто так). У него есть и недостатки, плавно вытекающие из достоинств. Главный, на мой взгляд, — он настолько талантливо сделан, что способен всерьез растравить сердце зрителя тоской по несбывшейся мечте. Или сбывшейся, но частично.
Сюжет так незатейлив, что поначалу даже смешно думать об избегании спойлеров. История, каких много. Он и она. Молоды и красивы, значит, если не влюблены, то вскоре будут. Обитают в Голливуде — следовательно, или уже мечтают о кинокарьере, или эти грезы у них впереди. Либо добьются успеха, либо останутся у разбитого корыта (зритель склонен верить в лучшее, все-таки он смотрит мюзикл — жанр, хоть и набравший в последние годы вес, но все же развлекательный).
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Если вдаваться в подробности, то Себастиану (Райан Гослинг), уроженцу Лос-Анджелеса, не дают покоя лавры великих джазменов. Он хочет когда-нибудь открыть свой музыкальный клуб и радовать публику классическим джазом, пока же развлекает игрой на пианино ресторанную публику. Мия (Эмма Стоун), «понаехавшая» в город Ангелов из Невады, хочет стать великой актрисой. Бегает на кинопробы — тайком от начальства (в буфете, где она подает кофе состоявшимся «звездам», начальство такое строгое, словно это не буфет, а деловой офис).
Ни у Себастиана, ни у Мии ничего не выходит — ровно до того момента, пока обстоятельства не сводят их. Надо сказать, судьбе приходится помучиться с этими двоими, потому что ни в первую, ни во вторую встречу у них не получается всерьез влюбиться друг в друга. Этакие обмены колкостями в духе «Мне нравится, что вы больны не мной». Зато потом все будет по-настоящему. С улыбками, поцелуями, объятиями, милыми чудачествами и, самое главное, с верой в победу своего избранника.
Да, все как бы предсказуемо. В то же время эта история, рассказанная несколько иначе, чем другие, подобные, смотрится на одном дыхании. Здесь особая романтика. Грезы о любви, отраженные в девичьих партиях, — не вздохи из разряда: «Где ты, милый, любимый, родной, и когда же я встречусь с тобой». Нет, здесь чуть грустное и усталое от долгого ожидания, но вполне уверенное высказывание, вроде: «Где-то есть тот, кто не даст тебе потеряться в дорожной пыли, кто поддержит и поможет идти к мечте». В фильме о пути к славе даже love story абсолютно параллельна генеральной линии — довольно редкий случай, на мой взгляд. Именно поэтому Миа оставляет кавалера Грега, обычного парня, нисколько не вдохновляющего на движение вперед.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Что касается нужного человека, то Шазелл не отрицает: да, такой парень есть, он придет и поможет. Но за это придется заплатить и весьма дорого. Здесь кино настолько тесно соприкасается с жизнью, что становится немного страшно: все-таки подобной откровенности, почти философии, от мюзикла, как правило, не ждешь.
Шазелл творит, не побоюсь этого слова, волшебство. Магия заключается в том, что какой-то один, а то и несколько эпизодов особенно воздействует на зрителя, вызывая отклик: «О, Боже, ведь и со мной такое было, я это же чувствовал, этого же хотел, этого добивался (или нет)». Это о вещах простых, но понятных каждому: желание успеха не как источника благ, а как огня, согревающего душу и освещающего пространство вокруг, — не только для тебя, но и для других, боль от неудач, стремление поддержать любимого человека и неспособность порой его же, любимого, понять в полной мере. Шазелл не выбивает слезу, не вытягивает эмоцию — мы сами отдаем это с благодарностью за то, что все передано так, как мы чувствовали, но не могли выразить.
Конечно! Конечно, есть неувязки. Парень Мии Грег по сюжету вынырнул как бы из ниоткуда и пропал, что тоже странно — практически в никуда. Спрашивается, зачем, почему? А Мия и Себастиан за пять лет разлуки, кажется, даже не созванивались (а ведь обещали любить друг друга вечно). Но это те изъяны, которые придают красоте особое очарование. В конце концов, это мюзикл, в котором миссия некоторых персонажей, например, подружек героини — просто постоять-потанцевать рядом. Прокричать: «Ох, ты ж моя девочка, все будет хорошо!» и исчезнуть. Примерно те же задачи и у сестры Себастиана. Да, мюзиклы стали глубже, однако это, прежде всего, шоу-проекты.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Что касается актерской работы, то очень трудно удержаться от того, чтобы не сказать в контексте «Ла-ла Ленда» о Райане Гослинге и Эмме Стоун: «Они талантливы, и это 100% их роли». Они действительно очень одаренные актеры, а роли, возможно, у них были (будут) и более подходящие. Но сейчас очень сложно представить, что Себастиан и Мия были воплощены кем-то еще (а на главную женскую роль планировалось взять тоже Эмму, но Уотсон, на центральную мужскую — Майлза Теллера). Самое интересное, что музыкальные темы, композиции, написанные Джастином Гурвицем, идеально совпали с обликом и пластикой Гослинга и Стоун. Некий бонус для поклонников режиссера — появление в кадре пусть и ненадолго Дж. К. Симмонса. Он годом ранее блестяще сыграл в шазелловской «Одержимости», пополнив новым портретом условную галерею киношных тиранов и получив за это «Оскара».
Фотография с сайта kinopoisk.ru
В копилке «Ла-ла Ленда» уже сейчас масса лестных и не очень отзывов, но нигде, кажется, не сказано, что он способен огорчить. Рассказав о чужих мечтах, он напомнит вам о своих — отложенных, оставленных, потом забытых. Возможно, заставит страдать. Но вряд ли стоит отчаиваться. Шазелл подсказывает: лучше вдохновиться и идти вперед. К своей вершине.