Как Алексей себя на Севере искал
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: предоставлена pr-службой картины
О новом российском арт-хаусном фильме о путешествии в Якутию — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.
Представленный на днях в московском Доме кино фильм Анны Яновской «Интересная жизнь» я рекомендовала бы посмотреть каждому. Да, может быть, сначала не пойдет, покажется странным и нудноватым. Но тот, кто досмотрит до конца, станет больше понимать про современного человека, то есть про себя.
Предвижу скептическое: «Ну-ка, ну-ка, и за что это мы должны проголосовать кровным рублем?» И тут слегка растеряюсь. Потому что в кратком пересказе без явных спойлеров история более чем заманчива.
Судите сами: живет в Москве молодой актер Алексей (Алексей Юдников играет практически себя). Ни внешностью, ни талантом Бог его не обидел, но не дают пока ему высшие силы той популярности, которая сделала бы его медийным человеком. На авторские спектакли-перформансы приходят от силы четыре человека. Да, они в восторге, но все-таки их успехом это не назовешь. Леша не теряет надежды, что когда-нибудь вместо так называемой вялой медийности (это когда вроде бы узнают на улицах, но потом выясняется, что спутали с кем-то другим) он обретет настоящую славу (когда в метро все просят автограф). Он ведет свой блог в сети, ставит новые спектакли, на которые опять приходят несколько человек. Герой в курсе, что массам по душе иные форматы, ведь когда-то он близко общался с актером, снявшимся в культовой «Бригаде». Все понимает, однако не сворачивает со своего пути, чем вызывает у нас искреннее уважение. В то же время Леша раздражает своей некоторой инфантильностью, порождая мысли: «Ну, ты же взрослый мужчина, может, поменьше будешь делать этих прямых включений, делом займешься, продюсеров, спонсоров поищешь?»
Фотография предоставлена pr-службой картины
Но однажды на голову творца-неудачника сваливается подарок: предложение знакомого режиссера Сергея из Якутии (Сергей Потапов) сняться в его фильме. Якутский друг не слишком много рассказывает о проекте. Кино о казаках, будет шедевральным, Алексей сыграет гениально — вот что слышит Юдников в телефонной трубке. Что делать? Конечно, соглашаться! Актер занимает денег на билет в один конец (на обратный путь он рассчитывает заработать), через несколько часов оказывается в якутском аэропорту и... И понимает, что намеченные планы летят в тартарары. Друг не встречает, не отвечает на звонки, а когда наконец снимает трубку, то говорит не очень радующие Алексея слова. Возможно, впервые в жизни Юдников попадает в такую ситуацию, когда решение проблемы зависит только от него, от того, как он отреагирует на все, как поведет себя с уроженцами Севера — душевными, мудрыми, но поначалу немного отстраненными.
И у него с одной стороны ничего не выходит, а с другой — все получается, вот такой парадокс. Стараясь уладить текущие вопросы, он вдруг задумывается о жизни, о своем месте в этом мире, о предназначении. С помощью северян приходит к собственному «я», и это в итоге делает его счастливым.
Эта любопытная история на экране оживает нетривиально, игровой фильм сделан в документальной манере. Анна Яновская на премьерном показе отмечала: при том, что был прописан сценарий, многие эпизоды снимались с ходу, без репетиций и одним дублем. «Мы решили придумать новый язык, рассказать историю на нем. Мы попытались это сделать, по-моему, у нас получилось размыть грани между действительностью и вымыслом», — сказала режиссер.
Фотография предоставлена pr-службой картины
Вряд ли можно назвать такой формат по-настоящему свежим: что-то подобное есть в ленте Левана Когуашвили «Гогита. Новая жизнь», вышедшей на экраны два года назад (правда, там наоборот, документалистика иногда под воздействием авторов приобретала художественный характер).
Однако отсутствие новаторства не умаляет достоинств «Интересной жизни» — красочности, философской наполненности, тонкого юмора, медитативности. Наблюдая за героем, нашим современником, мы нередко узнаем в нем себя со своей привычкой селфиться, чекиниться, фотографироваться со звездами, ныть, ждать чудес от волшебника на вертолете. Почему это не вгоняет в тоску? Да потому что Юдников еще и добрый, интеллигентный, умный, забавный. И это тоже отражение нас. Надо признать, Анна Яновская, дебютировавшая картиной в полном метре, сделала это блестяще: сняла кино по-женски тонко, по-мужски прямо.
Есть ли у фильма недостатки? Да, если таковым считать жанр арт-хауса. Кому-то невыносимо будет смотреть на переплетение грез и реальности, кого-то утомит затянутость действий, сводящая их на нет, кого-то раздосадует герой, которого путешествие мало изменит — на первый взгляд. И это правильно. Мы всегда воспринимаем в штыки тех, кто очень похож на нас. Но знакомиться с такими людьми полезно, ведь так мы лучше узнаем себя.