18+
24.08.2016 Тексты / Рецензии

​История одной стройки

Текст: Сергей Морозов

Обложка предоставлена «Черная речка»

О размахе французской инженерной мысли и соцреалистическом зачине в романе Маилис де Керангаль «Мост», рассказывает литературный критик Сергей Морозов.

де Керангаль М. Мост. / Пер. с фр. А. Петровой. — М.: АО Фирма «Бертельсманн Медиа Москау АО»; СПб.: ООО «Черная речка», 2016 — 287 с.

«Мост» по нынешним временам не вполне обычная книга. В то время как многие твердят о бессвязности и мозаичности современного мира, Маилис де Керангаль своим романом утверждает обратное — все взаимообусловлено.

Строительство моста в вымышленном южноамериканском городе Кока — центральное событие романа, напоминает, что жизнь за пределами офисов еще существует. Человек не растворился в бегущих строках финансовой статистики, не ушел без остатка в виртуальную реальность. Он продолжает изменять мир. «Мост» — роман о том, о чем сейчас практически не пишут — о созидании.

Книгу Керангаль переполняет пафос преобразования действительности, своей тональностью заставляющий вспомнить восторг Фауста в бессмертной поэме Гете * — Гете И.В. Фауст/ пер. Б. Пастернака. — М.: АСТ, 2016. С. 443 :

Как мне приятен этот стук лопат!
Рабочие, их разобрав, толпою
Кладут границу бешенству прибоя
И, как бы землю примирив с собою
Возводят вал и насыпи крепят

«Мост» можно рассматривать как своеобразное развитие фаустовской темы. В век мещанского самоуспокоения Керангаль возвращается к поэзии великих строек хорошо знакомой по литературе советского периода.

Однако не стоит торопиться с зачислением книги Керангаль в ряд производственных романов. «Мост» не похож на многочисленные произведения соцреалистического канона. Ведь основа производственного романа — онтологическая, пафос — теургический, преобразование и созидание новой действительности. Искусство в соцреалистической эстетике является инструментом изменения мира. Обязательная идеологическая нагруженность типового советского романа соответствует сознательно реализуемой художником задаче производства нового человека.

В тексте «Моста» подобная цель отсутствует. Керангаль не занимается евгеникой духовного порядка, она лишь показывает и рассказывает. За историей возведения величественного моста не скрывается никакой партийной идеологии.

В центре повествования в классическом производственном романе — процесс, деятельность. «Мост» — это рассказ о стройке, а не о строительстве. Ход дела, динамика отступает в тексте на второй план. Главное место занимает событие, факт. Автора интересует, как происходящее влияет на окружающий мир, как начинает колебаться реальность, как далеко расходятся круги по воде: «Пятнадцатого августа 2007 года на страницах „Нью-Йорк Таймс“ среди бизнес-проектов появилась заметка о строительстве моста в городе Кока, маленькая, в три строчки, и вызвавшая лишь недоумение — брови вверх! — все подумали: да, работенка кому-то перепала, или да, политика крупных завоеваний, не более. Но инженерные компании, увязшие в экономическом кризисе, закрутились как в колесе: команды ищеек разнюхивали информацию, заключали выгодные сделки, внедряли своих агентов во вражеский стан... Сотни людей по всему миру подчинились конкурсному адовому календарю. Они были возбуждены, они были в панике. Инженеры вкалывали по пятнадцать часов в сутки... Недели пролетали стремительно, дети отдалялись, дома все ветшало... За этим следовали перегрузки, депрессии, выкидыши и разводы...» * — де Керангаль М. Мост. — М.: АО Фирма «Бертельсманн Медиа Москау АО»; СПб.: ООО «Черная речка», 2016. С. 20-21.

...эпического сказания о Кузнецкстрое и его строителях <...> неожиданно оборачивается мелодрамой

В первой части «Моста» доминирует эстетическое, поэтическое начало. Красота мощи, эстетика математически возвышенного, напоминающая поэзию Маяковского, задает тон: «Архитектор сообщает антропометрические данные... Длина: тысяча девятьсот метров; пролет: тысяча двести пятьдесят метров; ширина: тридцать два метра; высота настила над водой: семьдесят метров; высота башен: двести тридцать метров» * — Там же. С. 58 .

Но громадье цифр не призвано вдохновить на повторение трудовых подвигов строителей коммунизма. Здесь скорее присутствует развитие кантовской мысли: благоговение и изумление вызывает не только звездное небо и нравственный закон, но и в титанические по своему объему задачи, которые человек ставит перед собой, а затем решает.

«Мост» отличается от историй фабрик и заводов еще по одной причине. Повествование строится не вокруг бездушной стройки, организующей жизнь вокруг себя, но как рассказ о судьбе конкретных героев (их немного, поэтому история их жизни изложена достаточно подробно), вовлеченных в строительство. Это становится очевидно во второй части романа, где традиционные темы обретения смысла жизни, любви окончательно заслоняют тему строительства.

Можно сказать, что книга Керангаль не отличается целостностью. В хрестоматийном романе Галины Николаевой «Битва в пути» производственная и мелодраматическая линии шли бок о бок через все повествование. В «Мосте» Маилис де Керангаль ощутим излом, резкая смена темы. Роман, начинающийся в духе эпического сказания о Кузнецкстрое и его строителях («здесь взрывы закудахтают в разгон медвежьих банд») неожиданно оборачивается мелодрамой. История стройки трансформируется в историю строителей, прежде всего, Дидро — главного инженера, для которого мост является завершающим творением — финальной точкой не только в карьере, но и в том образе жизни, который он вел десятилетиями.

Автору «Моста» очевидны все изъяны больших перемен

Не остается в книге без внимания и социальная проблематика. Великим стройкам сопутствуют общественные потрясения. Светлая дорога прогресса берет свое начало из темного источника непомерных амбиций и тщеславия мэра города Кока с говорящим прозвищем Удав. Автору «Моста» очевидны все изъяны больших перемен. Экологические проблемы, социальные, классовые; этнические противоречия, возникающие по мере строительства моста, фиксируются в тексте романа с репортерской дотошностью. Однако не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Позиция убежденного противника строительства антрополога Джейкоба, находящего очарование в традиционном племенном быте расходится с мнением индейской молодежи, усматривающей в мосте очевидную практическую выгоду: «...Подросток в шляпе заговаривает о мосте, мол, скоро мы перестанем приезжать, будет незачем, на грузовиках все доставят, никакой запары! Он держит руки в карманах, подытоживает — короче, так будет быстрее...» * — Там же. С. 102.

На одной стороне практичное «быстрее» современной цивилизации. На другой — завершенный мир традиционного существования, с его очарованием, неторопливой целостной жизнью, понятной только тому, кто уже ее потерял. Маленькие лавочки, частный извоз, традиционный паромный бизнес, простые люди.

В конечном итоге все это делает книгу Маилис де Керангаль произведением, повествующем о том, как времена и люди меняются. И пусть тема раскрыта несколько абстрактно, в духе лаконичной поэтической образности, это уже немало. Дух перемен, запечатленный на страницах книги, все равно бодрит. Думается, его полезно ощутить всем нам, застывшим в последние годы в полной неподвижности. Стройка — это грязно, трагично, она невозможна без жертв и конфликтов. Но если строится мост, а не котлован, то, может быть, после всех трудностей и испытаний человека ждет в финале счастье?

Другие материалы автора

Сергей Морозов

​Горечь земной жизни

Сергей Морозов

​Страшно жить!

Сергей Морозов

​Человек с топором

Сергей Морозов

​Как не попасть в литературу