«Джинсовые диссиденты» на Красной
Текст: Алена Бондарева
Фотографии: Дмитрий Чижов
С 3 по 6 июня в Москве прошел второй Книжный фестиваль «Красная площадь». Корреспонденты Rara Avis сделали небольшой фоторепортаж.
Мы с фотографом как причастились.
Богато, весело, шумно. Стихи, песни, танцы — периодически под шквалистыми ливнями.
Фотография Дмитрия Чижова
В этом году мероприятия четко разделились на «народные» (Евтушенко, Жванецкий в окружении благоговеющих поклонников; Смехов со спектаклем по стихам Маяковского, Алиса Гребенщикова с постановкой по цветаевским письмам) и встречи для тех, кто хоть немного понимает, что такое современный литпроцесс. Последние ютились в палатках для дискуссий и рядом со стендами издательств — авторы отвечали на вопросы и давали автографы на стопках собственных книг.
Но судя по всему, устроители фестиваля планировали не столько рассказать массовому читателю о том, что из себя представляет современная литература, сколько просто обратить внимание всех русских (и не только) людей на то, что она у нас вообще есть. Мы по-прежнему впереди планеты всей, зачитываемся классикой (акцент был сделан на проверенные тексты из школьной программы), любим Пушкина (6 июня с 217-тилетием его поздравляли громогласно и на все лады), а нынешние литераторы, если надо, готовы и на сцене попрыгать.
Фотография Дмитрия Чижова
Хотя не все. Например, на одной из интереснейших встреч Василий Авченко рассказывал об особой дальневосточной оптике — камнях, рыбах — позволяющей взглянуть на родной регион немного иначе. Еще он посетовал на то, что на улицах Владивостока вопреки бытующему предубеждению не хватает китайцев (они, по мнению, писателя сообщают городу особый колорит). Александр Кабаков прочел небольшую лекцию о фарцовщиках, русском «вещизме» и «джинсовых диссидентах». Андрей Балдин поведал о путешествии Карамзина и загадочном, почти религиозном, влиянии «Бедной Лизы» на людей того времени.
Фотография Дмитрия Чижова
А вот критик Валерия Пустовая, говорившая о новом формате современной критики, заметила, что именно жертвенная психология и погубила русских писателей. И еще пожаловалась на то, что девушкам-критикам сложно выйти замуж, и это один из минусов профессии.
Однако подобные дискуссии можно было пересчитать по пальцам. Нон-фикшн мешался с хорошо продаваемыми книгами-однодневками. Автор дамских романов Мария Метлицкая выступала чуть ли не в одно время с режиссером Сергеем Соловьевым (и что показательно, собрала примерно такую же аудиторию, предваряя вопрос, отвечаю — нет, в этот момент на улице было солнечно).
Фотография Дмитрия Чижова
Пришедших Метлицкая горячо убеждала: «Что ж вы думаете, я только пишу? Нет, я еще и читаю!».
На фестивале торжественно гасили марку «50 лет Государственному институту русского языка им. А. С. Пушкина», продрогший фараон напротив мавзолея рисовал вместе с детьми, а суетливый Питер Пэн в соседнем шатре зазывал ребятню в Нетландию.
Фотография Дмитрия Чижова
Пираты, индейцы и крокодил (да и прочие герои книг) наперебой фотографировались с китайскими туристами под выкрики счастливых издателей: «Из-за дождя скидки, 25% — на все книги».
Кажется, именно книгопродавцы получили от фестиваля наибольшее удовольствие. И в дождь, и в солнце их атаковали жаждущие общения покупатели.
Как заметила редактор одного из издательств Юлия Качалкина в своем фейсбуке: в основном интересовались Умберто Эко и в этом году воровали книг чуть меньше, чем в прошлом.
Фотография Дмитрия Чижова
Признаюсь, я и сама бродила в толпе зевак между книжными рядами, праздно думая о том, легко ли стибрить небольшую книжицу и будут ли бить ногами, если догонят. Но тут мое внимание привлекло звуковое объявление. Неподалеку режиссер Юрий Норштейн, экранизировавший чудесную сказку Сергея Козлова «Ежик в тумане», подписывает книги. Купила (продавщица божилась, что текст сказки оригинальный — дома оказалось — сценарная нарезка), недолго постояла в очереди. Пока Норштейн подписывал, предложила ему обменяться контактами, чтобы в будущем сделать интервью для Rara Avis. Режиссер на секунду завис над форзацем, перевел взгляд с визитки в моих руках на меня и степенно ответил: «Я не чураюсь женщин и вина, но... вы знаете, на всех меня не хватит». «Все-таки, — думала я, чуть позже попивая кофе, — Красная площадь — место непростое, и происходящее тут отягощено определенной символикой».
Недаром именно здесь в последний день фестиваля на главной сцене современные поэты состязались за звание лучшего в турнире «Красная площадь. Время поэтов» (для многих ожидаемо победила Мария Ватутина, а приз зрительских симпатий получил Амарсана Улзытуев).
И все ничего, если бы к последнему дню фестиваля окончательно не испортилась погода. К грозам устроители были не готовы, поэтому мокрая толпа в поисках спасения периодически осаждала ГУМ. На счастье мороженщиков, столовок, дорогих бутиков и букинистов, думаю, последние тоже неплохо выручили.
Остается только надеяться, что в следующем году на Красной площади случится меньше сумбура (как минимум авторов массовой литературы отделят от нон-фикшн, а при составлении программы сделают акцент на современных тенденциях), проведут больше стоящих диалогов. Ну а петь песни Энтина и читать стихи Пушкина можно и в более тесной компании, например, встав плечом к плечу в дискуссионных платках. Думаю, фанаты предпенсионного возраста и любознательные старушки с радостью подтянутся.
Фотография Дмитрия Чижова