18+
02.02.2017 Тексты / Авторская колонка

​«Духовка». Иллюзии

Текст: Фазир Муалим

Фотография: Олег Грицаенко

Поэт и театральный критик Фазир Муалим о философии для граждан и фокусах бакалейщика.

Я очень боюсь ходить на те спектакли, куда меня приглашают. Если спросите, почему — отвечу. Когда тебя приглашают, то кажется, как будто на тебя накидывают какое-то невидимое, но тяжеленное одеяние, чтобы насильно отогреть; набрасывают сеть, окутывают завесой. Или как будто тебе предлагают: «Вот посмотри моими глазами». И ты обязан из чувства благодарности видеть только положительные моменты, пусть даже в целом весь спектакль, если говорить современным языком, отстойный. А бывает и наоборот, из чувства противоречия начинаешь искать погрешности, промашки и тыкать ими в лицо: я всё вижу, и шиш вы меня подкупите своим хорошим отношением.

Но, как говорится, страх пришёл из рая, и он позволяет нам оставаться при ясном взгляде в трезвом уме и с добрым сердцем.

На прошлой неделе я был приглашен в «Театр 31» на Цветном бульваре, на сцене которого состоялась премьера спектакля «Иллюзии» из серии «Духовка» творческой гильдии КАНА. Должен сказать, что у этого коллектива каждое представление, как в античном театре, премьерное: больше раза один и тот же сценарий не разыгрывается. И так же как в античном театре, их спектакли скорее назовешь школой философии для граждан, чем развлечением. Гражданами в данном случае являются не все жители Москвы, разумеется, а некое сообщество зрителей, которые друг друга знают и регулярно ходят на мероприятия гильдии: выставки, концерты, вечера, спектакли. Сообщество не является закрытым — иначе это была бы секта — и моё появление — подтверждение тому. И ещё, в отличие от обычного театра, тут не только зрители знают актеров, но и актеры — зрителей. И даже встречают их, как гостей, у входа. Но вся эта демократичность не означает, что вы попали в любительский театр. В спектаклях гильдии принимают участие профессиональные актеры различных московских сцен. Например, Даниил Могутов — актер Театра Ермоловой, Евгений Казанцев — из Театра на Серпуховке, Владимир Ясный — театр «Сфера»; а также артисты, не служащие в каком-то конкретном театре — Алексей Артемов (он же и режиссер постановки), Сергей Герасин, Константин Косовский, Роман Зенцев и Андрей Сидло.

Театрализованный концерт-размышление: монологи, песни, пантомимы, сценки и даже выставка фотографий

При любом удобном случае я всегда возражаю выражению, щедрой молвой приписываемому Станиславскому, мол, «театр начинается с вешалки». По-моему, он начинается гораздо раньше — как минимум с того момента, как ты выходишь из дома. Вся дорога от дома до театра усыпана метафорами, аллегориями, сравнениями, намеками. Иногда глубокими и пугающими своей точностью, иногда легкими и поверхностными. И вот я иду на «Духовку» по заснеженной и холодной Москве, весь отсыревший и больной, а про себя думаю: ничего-ничего, в духовке подсохну и отогреюсь. Конечно, я подозревал, что весь фокус в слове «дух», но, как ни забавно, в зале действительно было ужасно жарко, как в духовке. Зато потом, по окончании спектакля, выходишь на улицу не только здоровым и бодрым, но и духовно испеченным и окрепшим.

Итак, о спектакле. На самом деле правильнее его называть не спектаклем, а сценожурналом, как и заявлено организаторами в афише. Что такое сценожурнал, вы спрашиваете? Рассказываю. Вот есть журнал как периодическое печатное издание — толстые журналы, например, где публикуются литературные произведения или глянцевые журналы, «Лиза» или «Максим». Есть журнал как видеоблог с регулярным обновлением роликов. А «Духовка» — сценожурнал. То есть всё то же самое — рубрики, статьи, размышления, миниатюры — только в живом исполнении на сцене. Театрализованный концерт-размышление: монологи, песни, пантомимы, сценки и даже выставка фотографий. Но это далеко не КВН, как вы могли бы подумать из моего описания. Если и есть что-то общее с КВНом — лишь молодость участников.

Сценарий составлен на основе произведений американского писателя, философа и ученого-невролога Дэвида Иглмена.

«Иллюзии» — это спектакль о жизни сейчас и, что самое главное, жизни после

Философские размышления (их читает, или, лучше сказать, играет, актёр Владимир Ясный) чередуются весёлыми сценками и авторскими песнями музыкантов гильдии Анатолия Багрицкого и Даниила Могутова.

«Иллюзии» — это спектакль о жизни сейчас и, что самое главное, жизни после. «Мне всегда было интересно, что будет после», — этими словами начинается постановка. И к этой же идее — «жизни после» — создатели спектакля то и дело возвращают нас в сценках и монологах, в конечном итоге приводя к мысли, что, возможно, весь мир — наше отражение, а другие люди — мы сами.

Что же касается другой идеи — «жизни сейчас» — то она ярко представлена в одной из начальных сцен. Нам открывается собрание анонимных иллюзионистов, которым их фокусы приносят только неудачи. Они встречаются, садятся вкруг, рассказывают о своих цирковых номерах и в этом находят смысл жизни. Но однажды в их рядах случайно оказывается бакалейщик. Он рассказывает о своем «фокусе»: «Вчера я возвращался поздно домой. И вдруг я увидел здорового парня. Он был пьян, шел навстречу раскачиваясь. Я сразу понял, что он хочет выместить на ком-то зло. И вот, когда он подошел поближе и занес надо мною руку, я посмотрел ему в глаза и сказал: „Подожди. Давай поговорим. Я хочу помочь“. А он растерялся, руку опустил и вдруг заплакал...».

Тогда бакалейщик задумался о своей жизни и осознал, что жизнь прекрасна в настоящем.

И вывод, к которому приводит нас спектакль прост — будущее создается сейчас.

Последняя рубрика сценожурнала «Духовка» — вовсе не поклон и аплодисменты, что было бы логично в любом другом театре, а общение за угощением. Участники спектакля пригласили зрителей в фойе на фуршет. Но я торопился — причем настолько, что совсем забыл посмотреть хотя бы после спектакля одну из первых рубрик, которую я в спешке пропустил вначале — выставку фотохудожника Алексея Кошелева, он-то меня и пригласил на представление. Получилось, что ради иллюзорного будущего я снова пожертвовал настоящим и сел в круг анонимных иллюзионистов-фокусников.

Остается только пообещать, что в следующем номере сценожурнала ничего не пропущу.

Другие материалы автора

Фазир Муалим

​Возвращение Федры

Фазир Муалим

​«Вишнёвый сад» в Пятигорске

Фазир Муалим

​Мама меня любит

Фазир Муалим

​«Юнона и Авось»