«Чума на оба ваши дома...»
Текст: Фазир Муалим
Фотография: Олег Грицаенко
Поэт и театральный критик Фазир Муалим о Монтекки и Капулетти театра Джигарханяна.
Не всегда стоит слепо верить чужому мнению, пусть даже это мнение авторитетное. Потому что у каждого из нас свой жизненный и культурный опыт, он и формирует наши эстетические представления.
О театре Джигарханяна я слышал много нелестного. Да я и не собирался туда — случай привёл. Близился вечер, а я ещё не определился, куда сходить. Выбираться в центр уже поздно, а театр Джигарханяна — вот он тут, только выйди со двора. Подхожу к кассе, спрашиваю по своему обыкновению самые дешёвые билеты. Кассирша, во всех отношениях приятная дама, которой играть бы возрастные роли, если бы она состоялась как актриса (а мы знаем, что все кассирши в юности мечтали стать актрисами), гордо посмотрела на меня, определяя моё социальное положение, а определив лёгким движением головы и шевелением губ не одобрила. В душе своей я не согласился с ней. Ведь был канун Первомая — праздника равноправия и социального уравнивания. И была Пасха — христианский праздник торжества справедливости. Так что имею право хотя бы в эти дни не стесняться дешёвых дальних мест.
Однако не кажется ли вам, что жизнь наша — всего лишь система символов и знаков, облачённая для красочности в события? Или ещё вернее: она — отражённое слово или иллюстрация к небесному тексту. Если не совсем ясно, о чём я говорю, объясню на примерах.
Когда я, сдав свою кепку в гардероб, поднялся в зал и проходил уже к своим дальним местам в последний ряд, билетёрша обратилась ко мне: «А вы не хотите пересесть в первый ряд? Там свободные места остались, а скоро уже третий звонок». Конечно, хочу!
Таким образом, не отходя, так сказать, от кассы, на моём примере воплотилось в жизнь высокое божественное слово «и будут последние первыми» или, если хотите, более приземлённое, пролетарское «кто был ничем, тот станет всем». Подобное происходит на каждом шагу так часто, что мы уже не обращаем внимания на все приметы и знаки.
Итак, усевшись, в ожидании начала спектакля я продолжал свои размышления. Исходя из вышесказанного, мы давно уже не живём, а только переживаем, думал я. И хорошо, если переживаем, а не пережёвываем старые сюжеты, как это часто бывает.
Но третий звонок, гаснет в зале свет, над сценой завывает ветер, шум его нарастает, и начинается представление.
Спектакль Сергея Виноградова по пьесе Григория Горина «Чума на оба ваши дома» — премьера текущего юбилейного (если двадцать лет можно называть юбилеем) сезона. Сюжет увлёк меня практически сразу, превратив мою жизнь на эти три часа в сопереживание. Должен признаться, что раньше я никогда не читал и не видел этой пьесы. Она довольно широко известна, но так получилось, что я ходил, вероятно, по другим широтам. Не подумайте, что я бахвалюсь своим невежеством — просто хочу, чтобы вы поняли степень эстетического потрясения, когда в первый раз сталкиваешься с «Чумой». И если, кроме меня, есть другие люди, не видевшие и не читавшие этой пьесы (а таковые есть, я уверен), то призываю: идите и смотрите.
Играют правдиво, но «зачем же стулья ломать»!
Начинается спектакль с драматического настроя. На сцене друг против друга в два ряда стоят стулья. Семья Монтекки выходит и садится по левую сторону, семья Капулетти — по правую. Появляется герцог Веронский (замечательный актёр Кирилл Анисимов) и объявляет о своём решении породнить два дома, чтобы положить конец распрям. Главы семей начинают искать среди своей родни «кого не жалко». У Капулетти есть бедная родственница Розалина, которую они мечтают выгодно сбагрить, как лежалые запасы. А у Монтекки обнаруживается дальний родственник из Неаполя, косой и хромой Антонио. Вот с появлением Антонио (его играет актёр Ибрагим Гагиев) пьеса и оживляется, драматический тон повествования переходит в комический, и держится почти до конца. Но в финале комедия оборачивается трагедией, захватывает и возвращает нас к самим себе, в глубины наших душ, заставляя переживать и размышлять о разном и многом.
Племянницу Розалину играет некрасивая, как молодая Чурикова, актриса Татьяна Мухина. Вы думаете, я оговорился, сказав «некрасивая»? Или желаю нахамить? Нет, я специально, чтоб ошарашить вас и заострить ваше внимание, а потом обратить его на талант актрисы, на её игру. Она прекрасна. На самом деле в театре Джигарханяна, как мне показалось, не боятся выглядеть некрасиво, если того требует образ. Точно также не боятся быть злыми, полностью отрицательными. Оксана Голубева (синьора Капулетти), Андрей Крупник (Бенволио, племянник Монтекки), Станислав Эвентов (Джорджи, негоциант) — следишь за их игрой, веришь и забываешь, что это просто игра.
Декораций на сцене почти нет — стулья и скамьи, передвигаемые в зависимости от места действия. Кстати, одну из сцен драки актёры играли так яростно, что у стула отлетела ножка. Если каждому спектаклю в жертву по стулу, то никакого реквизита не хватит. Играют правдиво, но «зачем же стулья ломать»!
Режиссёр Сергей Виноградов и для себя нашёл в пьесе роль, точнее — придумал: проезжий из Иерусалима. В ходе спектакля он появляется трижды, становясь одновременно случайной отметиной и необходимым стержнем, пронизывающим всё действо. Но то скорее не роль, а своеобразная подпись к картине.
Верить или нет мне на слово, каждый решит сам, но я подытожу так: если после театра тянет делать добрые дела, то в театре давали хороший спектакль. Но где их возьмёшь, сюжеты для добрых дел? Круг сюжетов ограничен. Остаётся только переживать и создавать новые поводы к переосмыслению.