Мой путь к Ладовскому долгий. Прадед был архитектором, много строил в эпоху авангарда, дедушка — художник, и я в творческой среде, можно сказать, жил с детства. Однако Ладовский никогда не был моим кумиром, хотя про его знаменитую «черную комнату» я знал давно. Но идея реконструкции аппаратов принадлежит куратору галереи «На Шаболовке» Александре Селивановой, я даже представить не мог, что буду когда-то их собирать.
«Черная комната» Ладовского
Текст: Алена Бондарева
Фотография: Дмитрия Чижова
О новой выставке-эксперименте, открывшейся в галерее «На Шаболовке», педагогическом методе Ладовского и аппаратах, измеряющих «пространственную одаренность» студентов.
Кто такой Ладовский?
Николай Александрович Ладовский (1881-1941) — архитектор, педагог и, как пишут о нем исследователи, «творческий лидер рационализма». Один из его сохранившихся проектов — наземный вестибюль станции метро «Красные Ворота».
Рационализм?
Авангардное направление советской архитектуры 1920-1930 годов. Основные черты — лаконичность форм и их функциональность. Принципиальное отличие от других школ этого периода — для рационалистов было важно психологическое восприятие архитектуры человеком.
Особенности взглядов Ладовского
Ладовский считал, что архитектор должен доносить до зрителя то, что он хочет сказать, используя только средства архитектуры. Подчеркивать свои идеи формой и выбором пространственных решений. Ладовский ставил вопрос о рациональном восприятии архитектуры, полагал необходимым исследовать психофизические закономерности восприятия цвета, формы и пространства. Поэтому он и разработал свою особую систему образования.
Антон Кетов
Театральный художник, реконструктор лаборатории ЛадовскогоСистема образования Ладовского
Чтобы не зависеть от правил ВХУТЕМАСа Ладовский предложил своим ученикам создать Объединенные левые мастерские (Обмас), которые выделили в отдельный факультет со своим планом занятий.
Здесь Ладовский разработал концепцию формообразования, ввел новую дисциплину «Пространство». Учил студентов не копировать предшественников, но понимать принципы объемно-пространственных композиций, исходя из освоения основных архитектурных элементов. Поэтому Ладовский никогда не делал эскизов для учеников, как другие педагоги, и даже предлагал студентам сначала конструировать, работать с объемом и формой, и только потом переносить чертежи на бумагу. Он учил студентов двигаться от абстракции к форме. Ставил задачу так, чтобы поиски не наталкивали учеников на опыты предшественников. Не удивительно, что один из его выпускников, архитектор Крутиков, защитился с проектом «летающий город».
Антон Кетов
Театральный художник, реконструктор лаборатории ЛадовскогоНа самом деле, все эти аппараты должны стоять в каждой современной школе. Если дети будут регулярно тренироваться на них, как это делали ученики Ладовского, они лучше поймут, что такое пространственное мышление.
Что такое лаборатория Ладовского?
В 1920 годах Ладовский создал свою исследовательскую лабораторию, больше известную как «черная комната», где проводил эксперименты и тренировал студентов. На каждого испытуемого заводилась таблица, куда записывались результаты в баллах.
Фотография Дмитрия Чижова
Антон Кетов
Театральный художник, реконструктор лаборатории Ладовского
«Черная комната» — это в прямом смысле затемненное помещение, затемненное для того, чтобы испытуемых ничего не отвлекало. Но, к сожалению, мы собрали далеко не все приборы из лаборатории Ладовского. А только те, к которым сохранились фотографии и описания. Основная сложность реконструкции — архив Ладовского утрачен и никаких чертежей найти не удалось. Поэтому, как работают те или иные аппараты, мы можем только догадываться. Например, точно не знаем, какое оптическое устройство стояло в прострометре, самом сложном аппарате, предназначенном для испытания пространственных свойств формы. Так как сам оптический прибор был украден. Вместо него мы поставили настоящий немецкий стереоскоп конца 1920 — начала 1930-х годов. Но уже очевидно, что он работает не совсем так, как у Ладовского.
Прострометр?
Как пишет Селим Хан-Магомедов, автор книги «Проблемы формообразования. Мастера и течения»: «Прибор состоял из двух однотипных пар пересекающихся плоскостей», которые независимо друг от друга меняли угол наклона, тем самым преломляли перспективу и создавали для испытуемого оптическую иллюзию. «Другие плоскости, пересекающиеся с первыми <...> играли роль экранов, не позволяющих зрителю определить степень наклона продольных плоскостей, на которых устанавливались макеты или фигуры». Заглядывая в специальный оптический прибор, студент мог проводить эксперименты с пространственной глубиной.
Другие аппараты
Лиглазометр, плоглазометр, углазометр и оглазометр, несмотря на свои сложные названия приборы более простые как в сборке, так и в работе.
Антон Кетов
Театральный художник, реконструктор лаборатории ЛадовскогоПо сути, лиглазометр — это линейка, подвешенная в воздухе. Испытуемый должен подойти и на глаз отмерить, например, 10-15 сантиметров, а лаборант, стоящий за прибором и видящий шкалу на обратной стороне, отметить — верно или нет.
Фотография Дмитрия Чижова
Антон Кетов
Театральный художник, реконструктор лаборатории ЛадовскогоПлоглазометр — нужен для проверки глазомера в отношении плоскостных величин. Под стекло помещались разные фигуры: квадрат или круг, на них наносились линии — прямая и ломаная, образующая угол. Нужно было, двигая стекло, отсекать линиями части фигур, сравнивать их между собой. А на боковой шкале, которая откидывалась после эксперимента, лаборант проверял точность.
Антон Кетов
Театральный художник, реконструктор лаборатории ЛадовскогоУглазометр — это прибор для проверки глазомера на определение величины угла, а также вертикальности или горизонтальности линии. Это вращающийся диск со статичной стрелкой. Испытуемый должен, двигая его, выставлять определенный угол. На сколько градусов он ошибся, опять же говорит лаборант, стоящий за аппаратом и видящий шкалу.
Антон Кетов
Театральный художник, реконструктор лаборатории ЛадовскогоИ последний оглазометр — нужен для проверки глазомера на определение величины объема. В различные по форме стеклянные сосуды (шар, конус, колба простой формы) из двух боковых переливается жидкость. И задание может быть разное, например, из литровой верхней колбы налить в круглую 100 миллилитров. А верность ответа определяется по количеству сброшенной воды. В общем, с помощью этих аппаратов, можно проводить интересные опыты на восприятие. Но забавный факт, Крутиков, защитивший диплом по городам будущего, был в лаборатории Ладовского отличником. А у знаменитого Ле Корбюзье на этих приборах ничего не получалось.