18+
09.06.2017 Тексты / Рецензии

​Человек человеку брат

Текст: Валерия Новокрещенова

Фотография: с сайта kinopoisk.ru

Обозреватель «Rara Avis» Валерия Новокрещенова рассказывает о силе человеческого духа в фильме Ники Каро «Жена смотрителя зоопарка», а также о том, как не перейти грань, отделяющую человека от животного.

Картина Ники Каро основана на реальных событиях. Фильм снят по одноименной книге Динаны Аккерман, увидевшей свет в 2007 году. Источником для романа стали воспоминания главной героини — Антонины Жабинской.

В центре исторической драмы Каро — подвиг владельцев Варшавского зоопарка, супругов Жабинских. Во время оккупации Польши Третьим Рейхом они укрывали в пустующих вольерах сотни евреев, бежавших из гетто.

Главные герои Ян Жабинский, известный зоолог, основатель и первый директор Варшавского зоопарка (с 1929 по 1951), активный участник Сопротивления, и его жена и помощница Антонина Жабинская. Яна играет бельгийский актер Йохан Хельденберг, роль его жены исполняет актриса Джессика Чейстен.

Солирующая партия в картине отдана пани Жабинской. Фигура ее мужа, и без того скудно представленная, ближе к финалу и вовсе меркнет, становясь в один ряд с периферийными персонажами. А вот актерский дуэт Джессики Чейстен и Даниэля Брюля (директор берлинского зоопарка, Луц Хек) обращает на себя внимание.

Как это ни парадоксально, но без любовного треугольника (Хек в первой сцене заявлен, как старый приятель Жабинского, давно влюбленный в его жену), при опоре на очень мощную реальную историю, «Жена смотрителя зоопарка» выглядела бы сильно хромающей документалистикой с элементами реконструкции событий.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 3

Однако, оставаясь в поле известной проблематики, режиссер находит свой путь: обходится без заезженных сцен, которые при разговоре о фашизме и антисемитизме, кочуют из фильма в фильм. И в итоге, сфокусировавшись на взаимоотношениях Жабинских и влюбленного в Антонину ставленника из Берлина Луца Хека, превращает историко-военное кино в камерную драму. В герое Даниэля Брюля перед зрителем предстает персонифицированное зло фашизма. И благодаря такому смещению акцента, фильму Каро удается выделиться среди картин военно-исторического жанра.

К финалу же проясняется смысл первой сцены. На коктейльном вечере у Жабинских собираются сливки общества. Затем главная героиня покидает, по непонятной для зрителя причине, высмеивающее ее общество, в фильме этот конфликт заявлен, но настолько быстро испаряется и не имеет дальнейшего развития, что первые минуты картины похожи на начало какой-то другой картины. Во второй сцене Жабинская спасает слоненка на глазах того самого странного общества. Первые сцены относятся к периоду мирной жизни, и, видимо, нужны были режиссеру только для иллюстрации, а также для того, чтобы познакомить зрителя с персонажем Даниэля Брюля, Люцем Хеком, который с началом войны из профессора зоологии превращается в офицера Рейха. Дальше сюжет набирает обороты, следующая сцена уже —1 сентября 1939, воздушная бомбардировка Варшавы.

Режиссеру Нике Каро в ее исторической ленте удается с поражающим чувством такта обойтись без доступных киноязыку приемов спекуляции зрительскими эмоциями, таких как слезы ребенка (а детей, спасенных Жабинским, будет множество) или жалостливый взгляд беззащитного животного.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 3

Зоопарк в фильме ужасен, особенно шокируют окровавленные и опустошенные вольеры. Его образ — мощнейший гротеск, рождающий страшную параллель между зоопарком и гетто.

Вопреки ожиданиям, Жабинские не спасают животных, которые во время воздушной бомбардировки Варшавы от шума и грохота мечутся в своих клетках. Да и вести себя странно, предчувствуя надвигающуюся беду, обитатели зоопарка начнут еще до начала фашистской атаки. Эти сцены иллюстрируют основной конфликт фильма, выстроенный на сравнении животного и человека. Вольеры и клетки на экране — яркие средства выразительности, метафоры загнанности и беззащитности.

Однако фашизм в картине — зло настолько абсурдистское, что Жабинским попросту не страшно. Они понимают его можно и нужно победить, заманив в им же расставленный капкан.

Жаль только, что создатели картины не включили в число главных героев ни одного из обитателей зоопарка. Зоопарк, как место действия и укрытия десятков спасенных из гетто, выступил, роли коллективного героя. Но очень бы пришелся кстати, такой персонаж, как благородный хищник. Зверь порой способный к проявлению гуманизма, он бы выгодно оттенял своим благородством «звериное» поведение самого человека.

Героиня Джессики Чейстен говорит, что животные — единственные, кто не способен на предательство. Жабинская произносит эти слова, вспоминая свое детство в послереволюционном Петрограде, когда они с семьей скрывались по знакомым. Ведь только человек может посадить в клетку другого человека, зверь на такое не способен.

В финале герой Даниэля Брюля узнает, как лояльные к нацистскому режиму Жабинские его обманули. Он придумывает отмщение, но щелчок замка, захлопнувшего в вольере главных героев, вдруг отомыкает в Луце Хеке что-то человеческое...

Другие материалы автора

Валерия Новокрещенова

​Стив Джобс. Дирижер будущего

Валерия Новокрещенова

​Обреченные на бег

Валерия Новокрещенова

​Казанова в Театре Луны

Валерия Новокрещенова

​Лев Додин. Другой «Гамлет»