18+
15.09.2021 Тексты / Рецензии

Беседы рано состарившейся девицы

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: ​кадр из к/ф «Сюзанна Андлер»

О тонкостях жанра выходящей в прокат 16 сентября лирической драмы Бенуа Жако «Сюзанна Андлер» — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.

Сюзанна Андлер еще может похвастаться точеной фигурой, однако на усталом лице у самых глаз — сеточка морщин. Предательские складки обозначились и в уголках рта. Женская осень —— непростое время. Тем более, что Сюзанна проводит его в мучительных раздумьях. Как быть? Остаться с богатым мужем и продолжать терпеть его измены? Или развестись, уйти к дерзкому журналисту? Обрести свободу, к которой прилагается финансовая нестабильность?

Выбор, а точнее, размышление о нем, происходит на Французской Ривьере. Сюзанна (Шарлотта Генсбур) приезжает туда, чтобы снять виллу для семейного отдыха. С некоторой рассеянностью обеспеченной женщины она говорит риелтору Риверу (Нэйтан Уиллкокс), показывающему ей особняк с видом на Средиземноморье, как хорошо они тут разместятся. Собеседник слушает внимательно: он с Андлерами знаком давно, ценит их как клиентов и уважает как достойных людей.

кадр из к/ф «Сюзанна Андлер»


«Сколько здесь спален? Восемь? Хорошо. Кристин может расположиться здесь... Ей уже 17, она изменилась... Если приедет Ирэн, они могут быть в одной комнате с Кристин. Жан пробудет неделю, а потом станет приезжать на выходные...» В этих репликах Сюзанны сквозит не только предчувствие комфорта, но и скрытое беспокойство. Она, произнося каждую фразу, словно прислушивается к себе и внутренне переспрашивает: «Так ли? Не лгу ли я себе?»

Героиня выбирает вроде бы виллу, а на самом деле — образ жизни. Юность пролетела, шаг за шагом уходит молодость. Потратить ее остаток на мужа Жана, который по определению не способен на верность, или попробовать начать все с чистого листа?

Она думает и говорит — вся картина построена на этом, являя собой занимательный образец лирического французского арт-хауса. Беседует с собой, с Ривером. После — с молодым любовником (Нильс Шнайдер). Затем — с Моникой, одной из пассий Жана (Джулия Рой). Разговор с мужем — телефонный, но впечатляет не меньше, чем другие.

к/ф «Сюзанна Андлер»


Действия как такового нет, и кажется, можно провалиться в скуку (все-таки эстетика кадра и прекрасная, тонкая игра Шарлотты Генсбур не могут удовлетворить полностью потребность в каком-никаком сюжете). Но нет. Фильм интересен за счет продуманности диалогов. Каждый из них — своего рода рамка к портретам персонажей. «Я словно рано состарившаяся девица, — признается героиня сопернице. — А женщина должна проживать разные роли». Моника же через несколько минут передаст ей слова Жана о том, что его жена поначалу вызывает благоразумные чувства, но потом все резко меняется, ибо на деле она «непознаваема иначе как через желание».

В общении с любовником, с мужем также всякий раз находятся интересные повороты, наводящие на раздумья. Часто звучит тема смерти — как символ трансформации Сюзанны, изменения, которому традиционно предшествует гибель старой формы.
Важно учитывать, что действие фильма, снятого по пьесе Маргерит Дюрас — одной из самых именитых французских писательниц XX века, лауреата Гонкуровской премии, — происходит в начале 1960-х годов. Переломный момент, переход от модели «степфордская жена» к идеалу свободы и равноправия с мужчинами. Именно поэтому метания героини так сложны и, можно сказать, детализированы. Это я к тому, что у кого-то поведение мадам Андлер может вызвать недоумение, вроде «Что тянуть? Приняла решение — действуй!» Но нам легко повелевать из своего времени, а у этой хрупкой женщины на карту поставлены статус, репутация, финансовое благополучие.

кадр из к/ф «Сюзанна Андлер»


На мой взгляд, «Сюзанна Андлер» относится к картинам, которые либо очень отталкивают, либо привлекают так, что пересмотр неизбежен. По-хорошему, его действительно лучше посмотреть еще раз и повнимательнее послушать диалоги. И тогда, возможно, даже у изначально разочарованного зрителя возникнет с ней «химия».

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​«Игра на понижение»: как гений зарабатывал на крахе

Жаннат Идрисова

​Джульетта без Ромео

Жаннат Идрисова

​Злой добрый гений

Жаннат Идрисова

​Лечить — и никакой еды!