Новости недели. 4 декабря — 10 декабря 2021
- Библия Гутенберга впервые покинула стены Российской государственной библиотеки (РГБ) и временно «переехала» из Москвы в Санкт-Петербург — в Эрмитаж, где до 13 марта будет выставляться вместе с другими книгами Нового времени, а также различной печатной продукцией того же периода — например, с индульгенциями. Библия была напечатана в Майнце в середине XV века, уникальность экземпляру, который хранится в РГБ, придают 282 цветные миниатюры. Несколько лет назад, в 2019 году, в Москве тоже проходила выставка, посвященная Библии Гутенберга. Это было знаковое событие, позволившее посетителям не только максимально близко увидеть легендарный экспонат, но и проследить историю книгопечатания, узнать, как на протяжении второй половины XV века менялось соотношение манускриптов и инкунабул, какие для первых печатных книг разрабатывались шрифты, какой была структура у рукописных, а затем и печатных книг. Например, из той выставки можно было узнать, что средневековые читатели часто видели в книгах «рекламу». Под рекламой в данном случае понимаются буква, слог или слово, помещенные на нижнем поле последнего листа одной тетради, с которых начинается следующая тетрадь, входящая в состав книги. Но и настоящая реклама, к слову, тоже встречалась в том числе в манускриптах: писцы могли размещать на последней странице призыв обращаться к ним за новыми заказами. Выставка в Эрмитаже будет дополнена экспонатами из фонда музея, что и ее тоже сделает уникальной в своем роде и «паломнической», как уточнил гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Главная мысль, которая повторяется организаторами обеих выставок, состоит в том, что книгопечатная революция XV века удивительно похожа на цифровую революцию, переживаемую нами сегодня: традиции переплетаются с инновациями, происходит сдвиг в мышлении и в восприятии информации (к слову, Библия Гутенберга уже оцифрована). Например, как рассказал Пиотровский на открытии в Эрмитаже, при смене одного типа книг на другой в XV веке сначала пытались вручную раскрашивать напечатанный текст, дополнять его миниатюрами, чтобы он выглядел «прилично», то есть был похож на привычную рукопись. Все это, по словам Пиотровского, хорошо экстраполируется и на сегодняшний день: сегодня у нас третий этап информационной революции — цифровой, и все так же встает вопрос о том, как подогнать новую форму бытования информации под «приличные» и привычные лекала. Так, по словам Пиотровского, одно из наших современных развлечений — NFT (невзаимозаменяемые токены в сфере искусства) — это как раз способ облагородить новейшие технологии, чем, собственно, занимались люди и во времена Гутенберга.
- В мире красок тоже есть свои новости. Институт цвета Pantone (США), признанный во всем мире эксперт в сфере колористики и стандартизации существующих оттенков, определил главный цвет наступающего 2022 года. Оттенок синего с примесью фиолетового и красного, получивший название Very Peri. Такой цвет охарактеризован как сложный, но и как воодушевляющий, динамичный, насыщенный смыслами, побуждающий к смелому творчеству. Он, по словам специалистов института, символизирует глобальный дух времени — того переходного периода, в котором мы сейчас все находимся. Жители многих стран уже получили уникальный, отчасти травмирующий опыт массовой и продолжительной социальной изоляции, что привело к смене приоритетов и стандартов, к еще большему внедрению в жизнь цифровых технологий: виртуальность становится порой реальнее реальности. И на этом стыке появляется возможность создавать нечто принципиально новое — в том числе цвета, которые могут лечь в основу метавселенных. Так что и сам институт, определяющий с начала нулевых главный цвет года из уже существующей палитры, в этот раз решил с помощью цифровых технологий изобрести собственный цвет.
- Жюри премии «Большая книга» объявило лауреатов этого года. Первое место у Леонида Юзефовича за роман «Филэллин»: это вымышленная история, но на историческую тему — о тех, кто в XIX веке сочувствовал борьбе греческих повстанцев с Османской империей. Второе место — у Майи Кучерской за биографию «Лесков: Прозёванный гений». Третье — у Виктора Ремизова за роман «Вечная мерзлота»: о людях, работавших на строительстве Трансполярной магистрали в начале 50-ых годов прошлого века. По мнению председателя Литературной академии — жюри премии Дмитрия Бака, литература последних лет — это «своеобразное накопление энергии перед тем, чтобы наступил момент, когда появятся книги о нынешнем моменте». Потому что сейчас отмеченные премией произведения в значительной мере обращены в прошлое. Кроме того, на церемонии были вручены награды победителям народного голосования: первое место читатели отдали роману «Симон» Наринэ Абгарян, на втором месте — «Риф» Алексея Поляринова, на третьем — «Сад» Марины Степновой. Специальный приз «За вклад в литературу» получил коллектив Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля.