Новости недели. 24–30 октября 2020
- Эпидемия снова загоняет в дома, онлайн становится местом встречи, которое пока, к сожалению, изменить нельзя. Но есть и плюсы: интернет-форматы дают возможность заявить о себе тем, кто раньше оставался для многих как будто в стороне от пульсирующей жизни оффлайна — например, библиотекам. В пятницу стартует первый всероссийский онлайн-фестиваль семейного чтения с участием библиотек от Владивостока до Калининграда — #ЧитайФест. Он продлится три дня, в программе более сотни мероприятий: мастер-классы, квесты, лекции, круглые столы, интерактивные чтения, встречи — с Анастасией Орловой, Анастасией Строкиной, Юрием Нечипоренко, Андреем Усачевым, Юрием Норштейном и другими, а также книжная онлайн-ярмарка.
- А днем ранее начался четырехдневный онлайн-кинофестиваль при сотрудничестве DOK.fest в Мюнхене и Гете-Институтов в России — DOKstories. Организаторы уверены, что сейчас документальное кино стало даже более важным жанром, чем игровое. Они предлагают посмотреть несколько «историй» — «нарративов, (вос)созданных режиссерами из Германии и всего мира о нашей непосредственной современности». Мир и война, политика и частная жизнь, природа и город — вот чему посвящена подборка из шести работ, среди которых, к слову, есть и «Соль Земли» Вима Вендерса и Джулиано Рибейро Салгаду.
- Историк-медиевист, автор книги «История алхимии» и соавтор бестселлера «Страдающее Средневековье» (а также солауреат премии «Просветитель») Сергей Зотов анонсировал выход новой книги «Иконографический беспредел. Необычное в православной иконе». Почему святого Христофора изображают с песьей головой? Зачем Богородице три руки и рыбий хвост? Как на иконе оказались Пушкин, Сталин и футболисты? Неужели существовали православные кентавры? Вопросов много. О другой не менее увлекательной теме — алхимии и путешествиях философского камня из бронзового века в атомный — можно было послушать выступления историка на радио «Маяк» или в книжном магазине «У Кентавра» РГГУ.
- Инженеры из Disney Research пытаются преодолеть в робототехнике так называемый «эффект зловещей долины». Он заключается в том, что «повышение реалистичности человекоподобного персонажа повышает его привлекательность не всегда: если он достаточно реалистичен, но все же не настолько, как живой человек, попытка придать ему человеческий вид, наоборот, будет вызывать отвращение и страх». Созданный инженерами прототип человекоподобной роботизированной головы умеет определять, кто проявляет к нему интерес, поддерживать зрительный контакт, имитировать некоторые мимические особенности: моргание, саккады (быстрые непроизвольные движения глаз) и периодические подъемы головы во время вдоха. У робота в парках развлечений будет своя роль — это старый человек с плохим слухом и зрением, который читает книгу и часто отвлекается на людей, проходящих мимо: «Если посетитель подходит близко к нему, он либо смотрит на него неодобрительно, либо, если он уже видел его, узнает и реагирует дружелюбно». Хотя, конечно, мимика у этого робота не идеальна, есть ограничения фокусировки: при очень тесном контакте создается впечатление, что он смотрит не на зрителя, а уже сквозь него. Итак, что скажете, вынырнули ли инженеры Disney из «зловещей долины»?