Новости недели. 19–25 марта 2022
- Мумии возвращаются. В Пушкинском музее в Москве идет одна из самых актуальных, по заверениям некоторых очевидцев, выставок — «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия». Парадокс, но все те предметы, которые создавались либо «до нашей эры», либо на рубеже старой и новой эры, входят в резонанс с днем сегодняшним, с размышлениями о бренности и вечности. Как сообщают в музее, посетители смогут увидеть более 400 экспонатов, большая часть которых до этого была доступна только специалистам, некоторые мумии впервые покинули запасники музея. Выставка стала итогом совместного масштабного проекта ГМИИ им. Пушкина и Курчатовского института, работа над которым велась с 2017 по 2020 годы. «Вы узнаете, как древние жители долины Нила представляли себе Вечное бытие и стремились к его достижению, об их верованиях и ритуалах, направленных на обретение жизни за порогом смерти», — гласит анонс. Можно будет увидеть мумии людей, а также детей — как фальсифицированная, так и настоящая; птиц и животных (ястреба, крокодила, кошек, змей; при этом мумия собаки оказалась фальшивой); экспонаты как идеальной сохранности, так и те, что подверглись вандализму; а также материалы, которые использовались для мумификации, погребальные тексты на бинтах и множество иных артефактов. Впервые будет представлено полное собрание фаюмских портретов, созданных под греко-римским влиянием и использовавшихся в Египте вместо масок при погребении. Из древности легко перешагнуть в современность — в мультимедийную зону с цифровыми материалами, 3D-реконструкциями облика древних египтян, благодаря КТ-сканированию — виртуальному «разворачиванию» — можно будет увидеть мумию изнутри: от ее настоящего вида до скелета. «Такого комплексного исследования древнеегипетских мумий у нас никогда не проводили, — рассказала заместитель директора по научной работе Курчатовского института Екатерина Яцишина. — Отправной точкой стала рентгеновская компьютерная томография. Вместе с медиками, антропологами и даже криминалистами мы определили точные антропологические характеристики, патологии и повреждения. Очень важным был и генетический анализ мумий — первый в российской науке. Принадлежность к средиземноморскому антропологическому типу подтвердилась. Также впервые в отечественной науке удалось исследовать ДНК мумий на заболевания, в итоге выделили патогены сыпного тифа и газовой гангрены». Более того, в ходе таких исследований выяснилось, что все мумии находятся в чужих саркофагах. Например, в роскошном саркофаге с именем Ташет, женщины из богатой фиванской семьи, содержалась мумия мужчины хрупкого сложения; в саркофаге с женским именем Карама также лежит мужчина; в саркофаге жреца Хор-Ха обнаружена мумия знатной женщины в идеальном состоянии, перечисляет The Art Newspaper Russia. «Есть два предположения, как могло случиться, что мумии лежат не в своих саркофагах, — говорит куратор выставки, заведующая отделом Древнего Востока ГМИИ Ольга Васильева. — Подмена в древности — это маловероятно, хотя возможно. В коллекции есть мумия в картонажном чехле-футляре из проклеенных бинтов, в который она зашита, подменить такую мумию невозможно. По стилю картонаж, скорее, женский, но мумия оказалась мужской. Не исключено, что первоначально картонаж изготавливали для женщины, а похоронили в нем мужчину. Однако в большинстве случаев подмена мумий — это, конечно, дело рук антикваров XIX века. Тогда мумий было найдено очень много, и, чтобы продать подороже, их вкладывали в чужие саркофаги, у которых „родная“ мумия могла быть разрушена, ведь в то время их перетирали на снадобья и даже использовали как топливо». Кроме того, как рассказала в одном из интервью Ольга Васильева как раз в этом году отмечается 200 лет дешифровки иероглифов французским востоковедом Жаном-Франсуа Шампольоном, «и этому событию будет посвящена выставка в апреле».
- В Египте же до сих пор находят новые гробницы — в частности, в Саккарском некрополе, где раскопки были начаты еще в сентябре прошлого года. Обнаруженные захоронения относятся к III тысячелетию до нашей эры, сохранность хорошая, убранство яркое и богатое. Археологи установили, что среди «владельцев» этих усыпальниц и высокопоставленные чиновники, и жрица. К погребальным камерам этих людей вели глубокие шахты, стены которых украшали изображения животных, сюжеты, связанные с загробным миром, а также иероглифы. В Саккаре могут находиться и другие гробницы, поэтому раскопки будут продолжены, сообщил генсекретарь Высшего совета Египта по древностям Мостафа Вазири. Тут стоит уточнить, что такие новости из Египта приходят регулярно, подстегивая в том числе туристический интерес.
- Солярис выставили на торги. Сценарий фильма Андрея Тарковского, снятого по одноименному роману Станислава Лема, стал главным лотом аукциона «Литфонда», приуроченного к 90-летию со дня рождения режиссера (отмечается 4 апреля); торги должны состояться 25 марта в Москве. Стартовая стоимость лота составляет 4,5 миллиона рублей. Это личный экземпляр сценария, состоящий из 90 листов, испещренных правками Тарковского, также есть правки его соавтора Фридриха Горенштейна. Можно установить, что сценарий был создан в период с января по март 1970 года. Именно в этой разработке Тарковский-режиссер впервые отвечает Тарковскому-сценаристу на главный творческий вопрос: как снять «Солярис»; на каждом листе видна напряженная, даже нервная работа над материалом, которую вели и режиссер, и соавтор сценария, и оператор-постановщик Вадим Юсов, сообщают в «Литфонде». Помимо литературной части есть и большая изобразительная, в ней прорабатывались кадры. Также проводились расчеты по метражу интерьерных и экстерьерных съемок. «Мосфильм» выделил дефицитную пленку «Кодак», но в очень ограниченном количестве, так что группой было решено снимать все с одного дубля, поэтому работы подготовительного периода, особенно расчет планового метража сцен, были прямо-таки скрупулезны, уточняется в описании лота.