18+
23.10.2020 Кратко

Анастасия Башкатова

Экономический и литературный обозреватель

​Новости недели. 17–23 октября 2020

  • 17 октября в России и других странах прошел отложенный с апреля «Тотальный диктант». В нем приняли участие более 270 тысяч человек, которые очно и в формате #пишемдома проверяли свои знания на четырех фрагментах текста Андрея Геласимова о становлении Константина Циолковского как основоположника теоретической космонавтики. И конечно, в который раз без курьезных описок и ослышек не обошлось. «Мы ни в коем случае ни над кем не глумимся. Не каждая улыбка — это глумление. Просто есть забавные случаи, которыми мы хотим поделиться», — заранее смягчила досаду председатель городской экспертной комиссии Светлана Друговейко-Должанская. Итак, в альтернативном тексте Геласимова то тут, то там появлялись «юркие кринолины» и «Юркины кринолины» (вместо «юбки-кринолины»), «публичная библиотека» становилась «бубличной», фраза «сияющих парусов» превращалась в «сияющих трусов», «город Вятка» переименовывался в «город Пятку», кто-то менял «Костю гложет» на «Костя бложит», а у некоторых «пытливые умы» оказывались «потливыми». Окончательные результаты диктанта вот-вот объявят.
  • Звучит, возможно, парадоксально, но чем дальше развиваются современные технологии, перемещая человечество в фантастическое будущее, тем глубже в историю они помогают нам заглянуть. Исследователи из Massachusetts Institute of Technology (MIT) приблизились к разгадке тайн древних языков, разработав систему машинного обучения, способную разобраться в мертвом языке, не имея информации о его связях с другими языками. Мертвые языки — это те лакуны в знаниях человечества о самом себе, которые очень сложно заполнить. Большинство из утерянных языков «настолько мало представлены в письменном виде, что алгоритмы машинного обучения вроде Google Translate не могут их расшифровать». У некоторых из них не осталось тех родственных связей, с которыми их можно было бы сравнить для распознавания. Но система, разработанная в MIT и базирующаяся на принципах исторического языкознания, оказалась способна самостоятельно определять связи между языками. Исследователи считают это существенным шагом вперед на пути к расшифровке многих мертвых языков, от которых лингвистам остались в лучшем случае несколько тысяч слов.
  • Люди издревле любили смотреть на котиков, и чем больше был котик — тем лучше. Археологи обнаружили на плато Наска в Перу гигантское изображение кошки, которое датируется 200–100 годами до нашей эры. Длина рисунка, если смотреть горизонтально, около 37 метров, ширина линий от 30 до 40 сантиметров. «Изображение было еле заметным и могло исчезнуть, поскольку находится на крутом склоне, подверженном естественной эрозии», — сообщили в министерстве культуры страны. Как сказал ведущий археолог Перу по геоглифам Наски Джонни Исла, «удивительно, что мы до сих пор обнаруживаем новые геоглифы, и мы также знаем, что, скорее всего, нам еще предстоят аналогичные находки». Такие открытия действительно впечатляют, а еще интереснее, что теперь их удается совершать благодаря беспилотникам: они уже помогли найти в Перу около ста древних рисунков меньшего размера.
  • ИМЛИ РАН в тестовом режиме запустил сайт, посвященный проекту «Стенограмма: Политика и литература. Цифровой архив литературных организаций 1920–1930-х годов». Цель проекта — представить широкому кругу исследователей уникальные архивные документы: стенограммы съездов, конференций, заседаний руководящих органов пролетарских литературных организаций, которые институциализировали такие новые литературные практики, как социальный заказ, инициировали общелитературные дискуссии о методе художественного творчества, о литературной критике и литературоведении, создавали сеть своих региональных филиалов, развивая в том числе массовые литературные журналы. До сих пор такие архивные документы «не подвергались фронтальной разработке, не вводились в научный оборот, не становились самостоятельным предметом системного изучения и научной публикации».
  • В Москве, в центральном здании Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля открылась выставка «Чехов, Бунин, Куприн. Судьбы скрещенья», приуроченная к трем юбилейным датам: 150-летию со дня рождения Бунина и Куприна и 160-летию со дня рождения Чехова. В жизни трех писателей было немало совпадений и сближений: «Все трое начинали свой путь в литературе с работы в газете. В 1900-е годы и Бунин, и Куприн вошли в тот литературно-художественный круг, к которому принадлежал Чехов, печатались в либеральных и демократических изданиях, сотрудничали в сборниках товарищества „Знание“». Чехов играл важнейшую роль в творческой судьбе Бунина и Куприна: на протяжении всей жизни он оставался для них учителем. А Чехову Бунин и Куприн оказались ближе других младших современников. Выставка выстраивается вокруг опорных точек пересечения: Москва, Ялта, работа в одних и тех же изданиях, жизнь в эмиграции. Разделы выставки отсылают к знаковым произведениям писателей. Среди экспонатов живописные и графические портреты, шаржи и карикатуры, фотографии и личные вещи, рукописи, документы, письма, книги. Выставка продлится до 21 декабря.

Другие материалы автора

Анастасия Башкатова

Культ Шерлока Холмса

Анастасия Башкатова

Больше, чем детектив

Анастасия Башкатова

​Гамлет vs Шерлок

Анастасия Башкатова

Новости недели. 10-16 октября 2020