Новости недели 13–18 декабря 2020
- Что такое «трукрайм», как подавать историю о реальных серийных убийцах, что важнее показать — кровавые подробности преступлений, происходящее в голове маньяка или, редуцировав злодея как недостойного любования персонажа, сами поиски преступника? Какова сверхзадача журналиста, взявшегося за такую, как будто таблоидную, тему? Об этом рассуждают на YouTube в программе PitStop Евгения Власенко (knigagid) и Саша Сулим, взявшая в 2017 году интервью у ангарского маньяка, изучившая сотни страниц материалов дела, подготовившая Meduza цикл о поимке серийного убийцы и затем написавшая об этом книгу «Безлюдное место». Как выяснилось и как показала сама жизнь, зло может быть до оскомины обыденным, а маньяки вовсе не обязательно похожи на высокоинтеллектуальных мифологизированных литературой и кинематографом Мориарти или Ганнибала Лектера. Разговор с преступником часто оказывается откровенно скучным, серийные убийцы внешне иногда ничем не отличаются от среднестатистического жителя небольшого города, в их облике нет никаких намеков на демоническую сущность и инфернальную избранность, они просто, если можно так выразиться, убивают. И это пугает. Но не только. Сулим показывает, как ангарский маньяк долгие годы конструировался средой и системой, в которую он был погружен. Уточню: нет, это не оправдание автором убийцы в духе «не он такой — мир такой». Это заострение общественно значимого вопроса: как получилось, что преступник, на счету которого около 80 доказанных убийств, на протяжении 20 лет оставался безнаказанным. Сулим дает ответ: перед нами следствие халатностей разного уровня. Даже не злонамеренное действие, а маленькое, как будто безобидное попустительство (иногда связанное с тем, что человек, который должен был вовремя опросить свидетеля, сделать звонок, каталогизировать улику и подшить ее к делу, просто забыл) привело к цепной реакции, система дала сбой и породила чудовище. Изначально для поимки убийцы не требовалось каких-то супергеройских сверхспособностей, нужно было просто хорошо выполнить свою работу. И это оказалось самым сложным. Но опять-таки перед нами не огульное обвинение правоохранительных органов, в которых также работает и много профессионалов и тех, кто посвятил себя восстановлению справедливости. Перед нами попытка указать на слабые места в системе для предотвращения подобного в будущем.
- Несмотря на пандемию, археологические поиски в Новгороде не прекращались, в 2020 году было раскопано много интересного: от берестяных грамот с челобитными до странного диалога животных — куницы и соболя — на куске коровьего ребра, о чем рассказал в своей онлайн-лекции член-корреспондент РАН Алексей Гиппиус (затем комментарии дал на Arzamas лингвист Дмитрий Сичинава). Изюминка происходящего в том, что далеко не сразу можно расшифровать не только сам текст (буквы), но и смысл изложенного. И в этом случае лекция о берестяных находках года становится уже форумом, на котором в режиме реального времени вместе со слушателями обсуждаются разные гипотезы, причем не окончательные. (Такая совместная расшифровка была раньше одной из главных интриг ежегодных лекций Андрея Анатольевича Зализняка). Итак, что у нас в этом году. Диалог Куны (куницы?) и соболя, некий торг, который можно понять как попытку договориться о продаже и стоимости меха. Или нет? «Лингвист Марина Анатольевна Бобрик предложила куда более удачное истолкование, — комментирует лекцию Сичинава. — Дело в том, что подозрительна ситуация, при которой слова „куна“ и „соболь“ в грамоте стоят рядом, но при этом значат разные вещи — имя собственное (Куна) и мех (соболиный). Скорее всего, это реплика в диалоге двух животных — куницы и соболя, а последующие цифры означают торг — не обычный, а ритуальный, свадебный... Чаще всего в восточнославянском песенном фольклоре, прежде всего в свадебном, молодец и девица или жених и невеста изображаются как соболь и куница... Скорее всего, это торг, устанавливающий величину выкупа за невесту». Но самая удивительная и загадочная находка — грамота, в которой появляется странное слово «жидиколосакажи», а затем дается череда повторяющихся гласных, согласных, слогов — что это? Автор разминал руку, или шифровал, или заклинал против нечистой силы? Ответа пока нет.
- В январе 2021 года выйдет новая книга Алексея Иванова (автора «Сердце пармы», «Географ глобус пропил») — «Тени тевтонов». Сначала состоится премьера аудиосериала, затем роман появится в традиционной бумажной версии. Как обещают издатели, это будет масштабный постмодернистский роман о войне с нацистской Германией и Тевтонским орденом, а также о любви и проклятии, вечных сюжетах и священных тайнах. Возможно, такое предваряющее описание отпугнет часть аудитории. Но думаю, стоит дождаться выхода, чтобы оценить, пройдут ли эти темы «мясорубку Пелевина» (литературнокритическая находка Иванова) или сломают ее. «Пелевин... брал какое-либо явление и прогонял его через мясорубку своего метода... Суть была в следующем: если какая-то тема пролезает сквозь мясорубку Пелевина, значит, эта тема — фальшивка. Мясорубка Пелевина настроена на перемалывание фальшивок эпохи. А для других писателей появился инструмент определения собственных тем: избегай тех, которые не устоят против мясорубки Пелевина», — пояснял ранее Иванов.