Новости недели. 11 сентября — 17 сентября 2021
- 12 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения Станислава Лема, что стало поводом для многих событий, посвященных фантастике, футурологии и творчеству писателя: конкурс эссе в «Новом мире» (итоги уже поведены), конкурс научно-фантастического рассказа с жюри, в котором председательствует Галина Юзефович (в октябре объявят шорт-лист), конференция «Станислав Лем. Фантастика и футурология» (состоится 7 октября при поддержке литературной премии «Новые горизонты»), экспозиция печатных изданий произведений Лема в Российской государственной библиотеке (до конца октября), выставка «В пруду гла́за» в Доходном доме Любощинских — Вернадских — «попытка поработать с памятью польского писателя, используя художественные перформативные практики» (до середины ноября). Как ранее писал Игорь Гулин, «близость к науке и дистанция по отношению к идеологии позволяли Лему видеть то, чего другие, слишком вовлеченные в динамику собственных культур авторы, рассмотреть не могли». Лем работал не только с фантастикой, он создавал философские и футурологические трактаты, играл с жанрами — используя для описания своих идей, тревог, прозрений и наблюдений в том числе оболочку литературно-критических жанров, сочиняя рецензии на несуществующие книги. И хоть в его произведениях читатели могут найти разной степени точности технологические пророчества, как пояснял сам Лем, не это главное в научной фантастике, не игры разума и не составление интеллектуальных кроссвордов, ведь предсказания технических достижений неминуемо обречены на поражение и архаичность. Фантастика, его словами, «скорее похожа на гигантскую и могущественную лупу, в которую мы рассматриваем тенденции развития — социальные, моральные, философские, — которые мы усматриваем в нашем сегодняшнем дне».
- В четверг (на месяц раньше, чем в США) в российский прокат вышел фильм «Дюна» Дени Вильнёва — новая амбициозная киноадаптация романа Фрэнка Герберта. «Абсолютное кино, — назвал его критик Антон Долин после просмотра на Венецианском кинофестивале. — В прямом смысле перехватывает дыхание, и ты остро чувствуешь, что никаких слов достаточно не будет: хочется, прежде всего, отдышаться». К слову, именно этот абсолют, масштабность замысла и реализации — и есть главная черта работ Вильнёва. Кому, как не ему, было воплощать на экране бесконечные золотые пески, вздымаемые ввысь при появлении тех самых червей? Вспомним масштабные сцены «Прибытия» или «Бегущего по лезвию 2049», или совсем не фантастического, но похожего на притчу «Убийцы» (Sicario). А вот какое интересное наблюдение по случаю выхода фильма опубликовала в Facebook антрополог и фольклорист Александра Архипова: «В 2009 году мы оказались в Монголии в пустыне Гоби — ровно в той ее части, где палеонтологи ищут динозавров и других ископаемых животных. Мы же охотились за фольклором, и надо сказать, фольклор поджидал нас в самых необычных местах. В один прекрасный день мы доехали до небольшого оазиса и встретили местного егеря. Стали с ним разговаривать и спросили его: а чего и кого тут люди боятся? (нас, конечно, интересовали рассказы о демонах). „Ну как, — говорит он. — Есть тут такой зверь, олгой-хорхой. Это такой огромный толстый червяк, который передвигается под землей со страшной скоростью и разрядом электричества внезапно убивает человека“. Мы были поражены, поскольку сразу вспомнили рассказ советского фантаста Ивана Ефремова „Олгой-хорхой“. Палеонтолог Ефремов в 1946 году был в экспедиции в Гоби. Но самое удивительное — он познакомился с электрическим подземным червем уже в 1944-м, еще до поездки в Монголию. Ефремов знал про убийственного червяка из книги американского палеонтолога Эндрюса, который в 1922 году бывал в той части Монголии и описал страшного олгоя-хорхоя. И, видимо, эту же книгу Эндрюса читал в 50-е Герберт, который очень увлекался экологией и песчаными червями. Вот вам истоки Дюны!»
- В четверг жюри премии «Просветитель» объявило короткий список этого года. Из 25 книг лонг-листа были отобраны 8 претендентов на победу. В номинации «Естественные и точные науки» соревнуются книги о животном мире, сне, стрессе и вирусе, который сломал планету, а в «Гуманитарных науках» — о французской революции, проклятых экономиках, принятии смерти и неудобном прошлом. В центре, как пояснили члены жюри, человек: его жизнь, смерть, заблуждения и их критическое осмысление. В отличие от прошлого года сейчас наибольшая конкуренция развернулась среди претендентов в области общественных наук. Например, в шорт-лист не вошли такие уже популярные книги, как «Опасные советские вещи» и «Иконографический беспредел».