18+
09.11.2021 Кратко

Анастасия Башкатова

Экономический и литературный обозреватель

​Новости науки. Середина ноября 2021 года

  • Дресс-код для метавселенной. Марк Цукерберг сообщил о разработке сверхчувствительной «робокожи». Она поможет физически взаимодействовать друг с другом в создаваемой виртуальной и дополненной реальности, сделает осязаемыми аватары, которые могут в цифровом мире как повторять реальный образ пользователя, так и видоизменять его. Речь идет о пластиковом материале под названием ReSkin толщиной менее трех миллиметров с сенсорными датчиками и частицами, создающими магнитное поле. Как сообщает портал «Хайтек», когда ReSkin с чем-либо соприкасается, пластик, из которого он сделан, деформируется, регулируя магнитное поле, создаваемое внедренными частицами, затем эти данные передаются искусственному интеллекту, который фиксирует изменения как силу (осязание). ReSkin отличается экономичным производством, его можно использовать более чем для 50 тысяч взаимодействий без замены. Но «робокожу» предстоит сначала обучить различным тактильным ощущениям. Материал уже проверили на роботизированных устройствах и выяснили, что он подходит для быстрых манипуляций, но также «робокожа» была протестирована при работе с мягкими фруктами, включая виноград. Уже в конце месяца ожидается публикация научной работы, посвященной этой технологии, правда, она еще не прошла рецензирование.
  • Дипфейки завоют мир в 2022 году. Эта технология, предполагающая синтез изображений (и не только) с применением генеративного искусственного интеллекта, станет стратегическим трендом следующего года, сообщает Forbes со ссылкой на выводы агентства Gartner. Наиболее скандальные примеры применения технологии уже известны: клонирование голоса, высококачественное наложение лица одного человека на тело другого, и т.д. «Неужели речь идет о лавине фальшивок и именно это рассматривается как стратегический тренд развития технологий? К счастью, нет», — пояснил Андрей Себрант, директор по стратегическому маркетингу «Яндекса». Он привел несколько примеров применения генеративного искусственного интеллекта (например, при создании текстов в журналистике), но самым интересным назвал использование «синтетических данных», создаваемых алгоритмами. Для обучения искусственных нейронных сетей необходимы колоссальные объемы данных, но доступ к ним все чаще затруднен или невозможен. «Простейший пример: использовать изображения людей, особенно их лиц, без явного разрешения обладателей этих лиц где-то явно запрещено, а где-то грозит разными юридическими рисками. Но генеративные алгоритмы давно научились генерировать очень реалистичные лица людей, причем можно управлять самыми разными характеристиками этих лиц: возрастом, полом, цветом кожи, этническими особенностями, настроением», — пояснил Себрант. Это позволяет проводить обучение на миллионах лиц, ни одно из которых не принадлежит реальному человеку. Аналогичным образом генеративные алгоритмы могут создавать практически любые массивы данных, не отличимых от реальных: истории болезней, модели аварийных ситуаций на дороге или процессов в промышленности.
  • На Арракисе жизнь действительно есть. Ученые из Бристольского и Шеффилдского университетов, использовав программное обеспечение для моделирования климата, создали климатическую модель планеты Арракис, описанной в научно-фантастическом эпосе Фрэнка Герберта — «Хрониках Дюны». Портал N+1 публикует перевод статьи, написанной по итогам эксперимента. Как пояснили исследователи, они опирались на те же законы физики, что управляют погодой и климатом на Земле. Затем они добавили в свою модель дополнительные детали Арракиса, о которых сообщается в произведениях Герберта, а также в экранизациях: топографию планеты, ее орбиту, состав атмосферы, силу солнечного излучения — и выяснили некоторые расхождения своей модели с тем, что описал фантаст. Например, книга сообщает, что на Арракисе не бывает дождя. Но исследователи считают иначе: небольшие объемы дождевых осадков все-таки возможны — правда, только на высоких широтах летом и осенью, и лишь в горах; не исключено появление облаков над тропиками и полюсами. Также версия Герберта состоит в том, Арракис — планета беспощадного солнечного зноя, выжженных пустынь, но чем ближе к полюсам, тем климат становится более дружелюбным. Исследователи внесли корректировки: на Арракисе на пике жары в тропиках температура поднимается до 45 градусов Цельсия, а в самый холодный период она не опускается ниже 15-ти — «вполне похоже на Землю». При этом наиболее экстремальные температуры, судя по их модели, возникают в умеренных широтах и приполярных областях: здесь летом песок может прогреваться до 70 градусов Цельсия (о чем упоминается и в книге), а зимой температура падает до минус 40 градусов в умеренных широтах и до минус 75 на полюсе. Могут ли выжить на такой планете люди, если допустить, что они в книге и фильмах похожи на нас? Исследователи считают: вполне — особенно в тропиках. А вот в умеренных широтах, где обитает большинство жителей Арракиса, как раз наиболее опасно с точки зрения жары, превышающей на дневном максимуме 60 градусов, и резкого перепада температур. Впрочем, и сам фантаст утверждает, что все гуманоидные формы жизни на Арракисе за пределами обитаемых районов должны носить специальные костюмы. Исследователи пришли к выводу, что за исключением некоторых неточностей фантаст описал правдоподобный мир, не имея при этом никакого суперкомпьютера. Причем первый том «Дюны» Герберт написал за несколько лет до того, как Сюкуро Манабэ опубликовал свою первую климатическую модель. Ранее аналогичное исследование ученые провели и для мира из «Игры престолов»: тогда выяснилось, что нерегулярная смена времен года, чересчур продолжительная зима могут быть связаны с колебаниями наклона оси вращения планеты.
  • Исследователи-медиевисты расскажут про средневековую магию. «Женщина, летящая по ночному небу верхом на метле. Старик в остроконечной шляпе у дымящегося котла. Эти образы колдуний и волшебников появились в современной культуре под влиянием средневековых изображений, а большинство наших фэнтезийных вселенных основаны на представлениях о магии, сложившихся в Западной Европе в Средние века», — рассказал на своей странице в Facebook культуролог Сергей Зотов. Те же истоки у многих страшилок из фильмов ужасов, у образов из компьютерных игр, у атрибутов рок-музыкантов. Зотов анонсировал выход написанной совместно с искусствоведом Дильшат Харман книги, посвященной тому, кто, как и почему верит в магию, как и зачем ее изучать и почему важно обращать внимание на иконографию магии. В ней планируются следующие главы: «Христианство против магии», «Знаменитые волшебники и волшебницы Средневековья», «Ведьмы и их занятия», «Гримуары», «Магия в современном мире».
  • Photo by Xu Haiwei on Unsplash

Другие материалы автора

Анастасия Башкатова

Культ Шерлока Холмса

Анастасия Башкатова

​Новости недели. 30 октября — 5 ноября 2021

Читать по теме

​Что такое древнееврейская магия?

15 октября, в рамках образовательной программы проекта «Эшколот», проходящей при поддержке фонда «Генезис», в библиотеке Достоевского профессор религиоведения Юваль Харари рассказал о заклинаниях, волшебных чашах и магических черепах древних евреев.

25.10.2017 Тексты / Статьи

​Андроид София и другие железные маски

26 февраля писатели Денис Драгунский и Мария Галина, в рамках открытия нового сезона премии «ЛибМиссия», обсудили роботов-неудачников, будущее нейросетей, статус «электронной личности» и видеоигры.

02.03.2018 Тексты / Интервью

​Философия, любовь и чеснок

О чтении запретных сонетов Иммануэля Римского и небольшом концерте Средневековой музыки в Москве рассказывает Женя Янкина.

06.12.2018 Тексты / Статьи

Любимая рыба Бога

Об играх древних чудовищ Левиафана и Бегемота и мессианских временах.

09.01.2019 Тексты / Статьи