26.10.2021 Кратко

​Новости науки. Конец октября 2021 года

• В Космосе скоро появится свой Деловой центр. Богатейший человек мира, создатель Amazon Джефф Безос, которому также принадлежит частная аэрокосмическая компания Blue Origin, планирует построить совместно со Sierra Space коммерческую космическую станцию под названием «Орбитальный риф» (Orbital Reef). Работа над проектом началась год назад, наконец появились подробности. Ожидается, что станция начнет функционировать во второй половине текущего десятилетия. Она будет располагаться на низкой околоземной орбите. Ее оборудуют необходимыми жилыми, научными и многофункциональными модулями. В раздельных зонах одновременно смогут жить до десяти человек. «Орбитальный риф» будет почти такой же большой, как и Международная космическая станция, но при этом он не станет дублировать функции МКС — это «следующий шаг», демонстрирующий эволюцию парадигмы коммерческого космоса, сообщает компания. Это будет «бизнес-парк смешанного использования» для клиентов из разных стран: исследователей, космических туристов, бизнесменов, представляющих разнообразные сферы, в том числе киноиндустрию, туристическую и гостиничную отрасль и т.д. Клиентам будут предоставлять полный комплекс услуг, включая перевозку, логистику, размещение в космосе, оборудование и работу экипажа на борту станции. Как поясняется в пресс-релизе, «Орбитальный риф» откроет новую главу исследования и освоения космоса человеком, способствуя развитию динамичной экосистемы и бизнес-модели будущего, обеспечит инфраструктуру, необходимую для масштабирования экономической деятельности и открытия новых рынков за пределами Земли.
  • Россия хочет создать вместо МКС вечно пилотируемую орбитальную станцию. Предполагается, что выходящие из ресурса модули можно будет заменить на новые, а это уже «совершенно иная архитектура околоземной станции». В востребованности проекта «Роскосмос», судя по всему, не сомневается: такая станция пригодится при реализации программ полетов к Луне и другим планетам. В корпорации напомнили, что МКС по договоренности стран-участниц функционирует до 2024 года с опцией продления ее работы, но с каждым годом «выход отдельных приборов и критически важных систем будет носить лавинообразный характер». Участие в проекте обсудят с партнерами по МКС, включая NASA. При этом Россия, конечно, и сама готовится к освоению дальнего космоса. С 2013 года космонавты «Роскосмоса» до и после полета участвуют в эксперименте «Созвездие», цель которого изучить возможности человека при полетах в дальний космос и работе на поверхностях Луны и Марса. На этой неделе космонавт «Роскосмоса» Александр Мисуркин принимал участие в предполетных исследованиях на специализированном тренажере «Выход-2». Он выполнил операции, связанные с выходом на поверхность другой планеты.
  • Человеческий мозг может уменьшиться — еще раз. Три тысячи лет назад мозг человека — а это самый сложный и энергоемкий орган — подвергся неожиданным изменениям: он уменьшился в размерах. Хотя до этого в течение многих лет эволюции мозг увеличивался. Американские специалисты из разных областей (в частности, биологический антрополог, поведенческий эколог, эволюционный нейробиолог) проанализировали данные почти о тысяче ископаемых и современных человеческих черепов. Кроме того, они взяли для изучения в качестве модели муравьев, чтобы проиллюстрировать, почему мозг может меняться в размерах. Гипотеза состоит в том, что уменьшение его размеров происходит параллельно с развитием в обществе коллективного разума. Как оказалось, групповое познание мира, разделение труда и функций, внедрение специализаций при выполнении разных задач существенно влияют на мозг, в котором уже не надо держать огромный массив информации на все случаи жизни. Он начинает адаптироваться и, чтобы повысить свою эффективность, уменьшается. В процессе изучения муравьев исследователи обнаружили, что в высокоорганизованных колониях мозг у насекомых был меньше относительно размеров тела, чем в низкоорганизованных сообществах. «Муравьиное и человеческое общества очень разные и пошли разными путями в социальной эволюции, — признают авторы. — Тем не менее, муравьи также разделяют с людьми важные аспекты социальной жизни — такие, как групповое принятие решений, разделение труда, производство пищи. Эти сходства могут в целом указывать нам на факторы, которые могут повлиять на изменения размера человеческого мозга». Как предполагают ученые, в будущем все большая экстернализация знаний (передача их вовне, когда в индивидуальном порядке нужно хранить информации все меньше), возможно, приведет к дальнейшему уменьшению размеров мозга. Результаты исследований опубликованы в журнале Frontiers in Ecology and Evolution.
  • Драматическое столкновение двух планет или ДТП в космосе. В таких формулировках СМИ описывают новость о том, что международная группа астрономов обнаружила следы столкновения двух экзопланет, одна из которых земного типа. Катаклизм произошел 200 тыс. лет назад в соседней галактике — очень давно, хотя в это время на Земле уже жили люди. Планеты неслись со скоростью десять километров в секунду, и сильный удар снес часть атмосферы одного из объектов. Это привело к выбросу в космос огромного облака газа и пыли, именно оно и было зафиксировано земными телескопами. Теоретически газ и пыль могут иметь и другое происхождение, но, как доказывают авторы исследования, результаты которого опубликованы в журнале Nature, самым убедительным стал сценарий со столкновением планет. По мнению ученых, похожим образом происходила и катастрофа в Солнечной системе, результатом которой стало появление Луны.