18+
21.08.2015 События / Что посмотреть

Подвальный нонконформизм

Текст Ксения Бабич

Фотография Ксения Бабич

Центральный Манеж, Манежная площадь, д.1

В Манеже продолжается нашумевшая выставка «Скульптуры, которых мы не видим». В экспозиции — работы советских художников и скульпторов, причислявших себя к художественному объединению ЛеСС (1954-1968): Владимира Лемпорта, Вадима Сидура и Николая Силиса.

Демонстрируется так называемое «подвальное искусство».

По словам куратора Веры Трахтенберг, в единое выставочное пространство включено все, что касается формы: живопись, графика, видео и скульптура.

Поэтому в залах можно встретить как редкие работы ЛеССа, так и проследить движение авторов от реализма к чистой форме и авангарду.

Переходя от одного экспоната к другому, зрители смогут оценить то, как художники осуществляли пробы новых материалов. Некоторые скульптуры специально выставлены в одиночных павильонах, и рассмотреть их можно только с определенного ракурса.

Также в отдельных залах представлены произведения современников: Анатолия Осмоловского, Хаима Сокола, Дмитрия Гутова и Александра Повзнера.

Но центральной фигурой выставки все же стал Вадим Сидур со своей актуальной по сей день тематикой боли.


Вадим Сидур

(1924-1986) — авангардный скульптор, художник, график, поэт и прозаик. Автор более пятисот скульптур и тысячи графических листов. В СССР творчество Сидура долго замалчивалось, работы не выставлялись. Художника обвиняли в формализме и пацифизме. Например, однажды его скульптуру отказались продавать американскому физику и нобелевскому лауреату Джону Бардину, как «позорящую СССР».
Несмотря на гонения, известность все же пришла к Сидуру. Но сначала о нем заговорили в Германии, а первая монография, посвященная его творчеству, вышла в Австралии в 1972 году. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, Сидур вынужденно брался за небольшие городские декоративные скульптуры, также изготавливал надгробия для частных заказчиков.

Справка RA:

Читать дальше

Первая часть экспозиции рассказывает о смерти и переживании Сидуром войны, горя и покаяния. В этом же пространстве, но отдельно устроен «красный зал», где современная художница Megasoma Mars выставляет отрубленные головы «мучеников». Вторая часть экспозиции посвящена любви. Танцующие фигуры женщин, высвеченные малиновым светом — основная работа Николая Силиса. И наконец, третья часть — к ней ведет отдельный коридор — рефлексия. В центре — скульптуры современного художника Хаема Сокола. Две ржавые арки: одна наполнена запечатанными конвертами (они никогда не будут открыты), а вторая — почтовый ящик, в который невозможно бросить письмо.

Фото: Ксения Бабич


После нападения активистов «Божьей Воли» на выставку пострадало несколько работ Вадима Сидура (основы для линогравюры) и часть инсталляции Megasoma Mars. Сейчас экспонаты находятся на экспертизе, решается вопрос об их возможной реставрации.