Пираты Карибского горя
Беседовала Жаннат Идрисова
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшем в прокат новом фильме о Воробье и компании.
Не очень хорошая новость: очередной фильм из серии «Пираты Карибского моря», снятый Эспеном Садбергом и Хоакимом Рониннгом по сценарию Джеффа Натансона, после просмотра вызывает тяжелое чувство утраты времени и средств. Хорошая новость: пустота творения заслуживает определения «звенящая». То есть погремушками в картине все относительно неплохо с разными спецэффектами, бродилками, хлопушками. Что дает повод радоваться истинным фанатам франшизы.
Полное название картины — «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки». Что на сей раз служит обрамлением истории о всенародно любимом (в России точно) капитане Джеке Воробье?
Тут мы видим, что уже полюбившийся нам Уилл Тернер (Орландо Блум согласился на съемки, чтобы появиться в кадре два раза), проклятый и блуждающий по морям на легендарном «Летучем голландце», встречается чуть ли не в морских глубинах со своим сынишкой Генри.
Мальчику девять лет, и он очень хочет, чтобы угнетенный нечистой морской силой отец наконец-то перестал бессмысленно бороздить акватории мира. Для этого необходимо снять заклятие. Уилл, лицо которого заросло щетиной из водорослей, обреченно вздыхает: «Это невозможно». Сын настаивает: «Я попытаюсь». Потом удаляется с места встречи, чтобы лет через десять начать воплощение своего плана по возвращению домой блудного папы. Уже юношей молодой Тернер (Брентон Туэйтс) ищет спасительный артефакт — трезубец Посейдона и — конечно же! — капитана Джека Воробья. Именно они должны помочь Уиллу вернуться в лоно семьи.
Обретение трезубца кажется более реальным, потому что о беспутном Воробье говорят печальное: дескать, скончался, и прах его покоится где-то на карибском побережье. Но это на взгляд неискушенного зрителя. Опытный киноман нутром чует, что Воробей появится в какой-нибудь замечательный момент — жив-здоров, вполне упитан, слегка под шофе и в обнимку с дамой. Любимчик женщин и детей действительно вскоре предстает нашим глазам в филиале крупного банка, чтобы объявить: «Это, собственно говоря, ограбление!» А далее — шок почтенной публики, крики, погоня (не слишком захватывающая, идущая вразнобой с задорными ритмами саундтрека).
В общем, понятно, что встреча Воробья и юного Тернера состоится. Где, когда, насколько это будет интересно — это, как говорится, вопрос времени.
Ожидание судьбоносного момента скрашивается страданиями и страстями живого мертвеца Сарлазара (Хавьер Бардем), приключениями ученой девицы Карины Смит (Кая Скоделарио), а также демонстрацией быта внезапно разбогатевшего капитана Гектора Барбоссы (Джеффри Раш).
Ближе к концу экранной суматохи зрителя настигает ощущение некоторого надувательства. Он, в частности, вправе спросить, почему так нехорош, положа руку на сердце, плохи в плане мастерства молодые и красивые Туэйтс и Скоделарио. Он даже может поинтересоваться у голливудских продюсеров, не набраны ли ребята по какому-нибудь объявлению, и это вряд ли будет хамством. Он, вероятно, задастся вопросом: если искали актрису, напоминающую внешне талантливую Эмму Стоун, то почему было не взять исполнительницу, схожую и в плане одаренности?
Не исключено, что зритель захочет полюбопытствовать: кто писал диалоги — профессионалы или люди с улицы? Если первые, то почему беседы в лучшем случае банальны, в худшем — откровенно пошлы? Пристрастный зритель обратит внимание и на качество юмора. «У хромого теперь огромные пушечные ядра?» — спрашивает Воробей у своей команды о Барбоссе, кокетливо поводя подведенными глазами. И резюмирует: «Тогда понятно, почему у него так изменилась походка».
Этот же человек, не являющийся страстным поклонником франшизы, будет чувствовать себя обманутым, поскольку ему не предложили ни одного эмоционального крючка, на который он с удовольствием подсел бы, ведь искусство сильно прежде всего тем, что заставляет сопереживать. А если спросить у этого зрителя: «А как же практически болливудский момент, когда отец встречает родную дочь?», то он, скорее всего, разразится такими ругательствами, от которых стыдливо покраснеют даже матерые морские волки.
Эти недочеты можно было бы не принимать близко к сердцу, если бы авторы не растягивали действие на два с лишним часа, заполняя пустоты шумом, треском и плеском воды (во всех смыслах). Но нет. Создатели выдерживают блокбастерский хронометраж так старательно, что тому же зрителю хочется метнуть в экран столовую вилку с криком: «Вот вам, сгодится вместо трезубца, заканчивайте уже!»
Что хорошего во всем этом? Замечателен финал, где мы увидим героев, с которых, собственно, все начиналось. Прекрасно ожидание будущего — возможно, нас ждет отличное продолжение. А сейчас «Пираты» преподнесли если и не киногоре, то вполне сильное разочарование.