18+
11.09.2015 Кратко

Александр Чанцев

Литературный критик, эссеист-культуролог, японовед

Об актуальных событиях недели (4 — 11 сентября 2015)

Идет активная подготовка к 125-летию юбилею О. Мандельштама, заседают высокие комиссии, подготовлен и, надо думать, бюджет. Дважды российская тема — вспоминать в юбилей, накручивать официоз — особенно трагично звучит применимо к поэту, замученному отечественным уицраором. Лучше, кажется, всем школьникам прочесть пару глав из книги Павла Нерлера «Осип Мандельштам и его солагерники», попытавшегося восстановить последний быт Мандельштама во владивостокском лагере... Тело пролежало в «зимнем штабеле», дожидаясь братской могилы весной.

Осенние новинки художественной литературы, кроме нового романа Л. Юзефовича «Зимняя дорога», меня, если честно, впечатлили не особо, а вот среди нон-фикшна попадаются значительные экземпляры. Ярче всего разрекламировали «Капитал в XXI веке» Т. Пикетти — книгу прочли во всем мире на английском и прочат славу нового «Капитала» (надеюсь, без соответствующих последствий). Я бы еще не забывал и менее модные издания — от нового тома лекций В. Бибихина «Пора (время-бытие)» до «За подписью Мальро» Ж.-Ф. Лиотара, где философ выступает в амплуа внимательного биографа.

В Японии уже приелись не только бесконечные обычные старлетки, но и старлетки голографические — в моде бабушки. В группе KBG84 (названа по аналогии с известным девчачьим коллективом «идолов»-«айдору» AKB48) одной из певиц — 97 лет. Если применить постмодернистский анализ, то ситуация напоминает то, как в своей геронтофильской «Палисандрии» Саша Соколов передал привет нимфеточной «Лолите».

Washington Post призналась, что ФБР больше 20 лет следило за Маркесом. У нас, конечно, архивы совершат когда-нибудь каминг-аут, но есть сильное подозрение, что, кроме Лимонова и пары его последователей, ни за кем из писателей особо и не следят. А еще «самая читающая страна» — литераторам должно быть обидно.

Найдены оркестровые партии «Погребальной песни» Игоря Стравинского, считавшиеся утерянными с 1909 года. Вечная мечта, чтобы нашлись еще хотя бы когда-нибудь «Странники ночи» Даниила Андреева и «Шостакович» Венедикта Ерофеева.